В НовГУ рассказали, чем отличаются любовные треугольники в рассказах Куприна и Чехова
06 мая 2025, 18:10 705
В русской литературе второй половины XIX века «женский вопрос» приобрёл особую значимость. Идея женского освобождения проникла в Россию из Европы через публицистику и литературу. В частности, через произведения французской писательницы Жорж Санд, в которых она заявляла о правах женщины на личное счастье и самовыражение.
— Отношение к идеям Жорж Санд в России было неоднозначным, но нельзя не отметить её влияние на писателей-публицистов: Виссариона Белинского, Ивана Тургенева, Николая Чернышевского и других, — пояснила спикер. — Жорж Санд утвердила новую этику, поставив под сомнение догмат о святости брака, если он не основан на взаимной любви. Как следствие, в литературе возникают произведения, в которых изображается ситуация любовного треугольника, — в частности, у русских писателей Антона Чехова и Ивана Куприна.
В рассказах «Несчастье» и «Страшная минута» изображается любовный треугольник, в котором доминирующая роль отведена женщине. Софья Петровна Лубянцева, героиня «Несчастья», и Варвара Михайловна Рязанцева из «Страшной минуты» вступили в брак не по любви. Их выбор отражает социальные реалии XIX века, когда женщины сохраняли зависимое положение от мужчин, а ранние браки были широко распространены. Андрей Ильич Лубянцев, муж чеховской героини, служит нотариусом в конторе. Рязанцев же, герой Куприна, является учёным в области бактериологии, по возрасту значительно старше своей молодой жены. Поначалу брак обеим героиням представляется удачным и вполне счастливым.
— В начале произведений происходят быстрые существенные перемены: в рассказе Чехова сосед Лубянцева по даче Иван Михайлович Ильин, близкий друг их семьи неожиданно признается Софье Петровне в любви, а в произведении Куприна господин Ржевский не спускает глаз с Варвары Михайловны, которая чувствовала, что нравится ему, но её это тревожило и волновало, — пояснила спикер. — Обе героини никогда не знали любви, влечения, сильных чувств, а между тем авторами подчёркивается, что они молоды и привлекательны. У героинь происходит пробуждение чувственности с появлением в их жизни мужчин, очарованных их красотой и молодостью, обе женщины сознают свою привлекательность и власть над ними. Романтические чувства, которые овладевают героинями, изначально оцениваются и с точки зрения этики и нравственности как неправильные.
Авторы отмечают, что с этим новым чувством происходят изменения в восприятии героинями своих супругов, — каждая из них начинает явно отмечать недостатки во внешности и поведении мужей. И Софья Петровна, и Варвара Михайловна задумываются о том, чувствовали ли они когда-либо сильную любовь и влечение к другому человеку. Героини переживают переломный момент, требующий от них однозначного морально-этического решения: под влиянием сильных эмоций, которых они лишены в семейной жизни, страстное желание и возможность по-настоящему полюбить толкает их на измену. Несмотря на схожесть сюжета, писатели по-разному разрешают любовный треугольник.
— Героиня чеховского произведения оказывается не способна бороться со своими чувствами: она задыхалась, сгорала со стыда, не ощущала под собой ног, но то, что толкало её вперёд, было сильнее и стыда её, и разума, и страха, — отметила спикер. — Софья Петровна полностью осознаёт своё поражение перед физическим желанием, именно это осознание придаёт рассказу трагизм, слышимый уже в его заглавии. На наших глазах меняется вся жизнь героини, — уже нет любви и уважения к мужу, она забывает о дочери, финал остаётся открытым, но читатель способен сам разрешить ситуацию. Иной исход ожидает героиню Куприна: Варвара Михайловна Рязанцева, уже решившаяся на свидание, неожиданно слышит плач дочери в соседней комнате, что и останавливает её от совершения опрометчивого шага. Она бросилась в детскую, сразу позабыв и об открытом окне, и о стоявшем под ним Ржевском, и о своих ночных волнениях. Разразившаяся гроза становится ознаменованием излечения героини. Страшная минута для Варвары Михайловны прошла, Куприн доверяет своей героине, — она вспоминает о долге, об обязанностях жены и матери, любовный треугольник распадается.
Доклад был представлен в рамках секции «Актуальные проблемы литературоведения», которая прошла на площадке Гуманитарного института НовГУ.
Рубрика: