Версия для слабовидящих

История

В системе ценностей Великого Новгорода образование занимает одно из ведущих мест. Это связано с закономерностями развития и потребностями новгородского общества – его политики, экономики и культуры.

В 1030 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу повышенного типа для «книжного учения», собрав 300 детей кончанских и уличанских старост и городского духовенства.

В Новгороде книжное учение было более высокой ступенью образования по сравнению с простым обучением грамоте. В его программу входило изучение диалектики, риторики и грамматики, что соответствовало основам византийской средней школы. 

На основе широкого распространения грамотности развивалась ранняя новгородская книжность. 

В 2000 году на Троицком раскопе в культурных слоях рубежа X-XI вв. была найдена древнейшая славянская книга с фрагментами текстов из Псалтыри. В средневековье Псалтырь была универсальной учебной книгой, по которой изучалась грамматика, риторика, философия.

В XI в. в Новгороде были написаны Остромирово Евангелие, Краткая Русская правда, «Книга Паломник» Добрыни Андрейковича, Изборник 1073 года, в который вошло 393 статьи по вопросам христианской морали, грамматики, священной истории, географии, началось писание Новгородской Первой летописи. 

К XII веку двухуровневая система образования в Новгороде получила широкое развитие.   

Высшим достижение методики преподавания математики в Древней Руси стало сочинение иеродиакона Антония Римлянина Рождество-Богородичного монастыря 26-летнего Кирика «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанное в 1136 году. 

В XII-XVI вв. Великий Новгород был центром высокой книжной культуры и образованности. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при проведении археологических раскопок, свидетельствуют о том, что новгородцы широко использовали полученные знания как в деловой и торговой практике, так и в быту. 

В XIV в. в Новгороде создается книжная мастерская, в 1499 году под руководством новгородского архиепископа Геннадия составлен первый на Руси полный свод Священного писания (Геннадиевская Библия).

Первая половина XVI века – время новых поисков в среде образования и культуры. Наиболее значимой в этих направлениях была деятельность новгородского архиепископа Макария. По его инициативе составляется «Владычный свод Макария» как продолжение Новгородской Четвертой летописи, пишутся обширные жития новгородских святых – Антония Римлянина, святителя Никиты, Михаила Клопского и других. Главным же достижением Макария было создание Великих Миней Четьих в двенадцати томах.

В XVII веке сложившаяся система образования в Новгороде позволила новгородскому купечеству стать одним из высокообразованных сословий Российского государства. Их обучение включало знания метрологии, денежного счета, истории, географии, иностранных языков, основ экономики и права.

Широкое распространение в Новгороде получила печатная книга не только религиозного, но и светского содержания. 

Поэтому Петр I одобрил и поддержал инициативу новгородского митрополита Иова по открытию в Новгороде греко-славянского училища. По его указу, подписанному 31 января 1706 года, в Новгород были направлены доктора Падуанского университета греческие иеромонахи Иоаникий и Софроний Лихуды. 

Училище братьев Лихудов делилось на два отделения – еллинское и славянское. В училище изучались греческий, латинский, старославянский языки, пиитика, риторика, логика. Учебный план Новгородского греко-славянского училища почти целиком соответствовал учебному плану Московской Славяно-греко-латинской академии. Все это позволяет отнести школу Лихудов к учебным заведениям высшего типа. Училище братьев Лихудов существовало более 30 лет и подготовило большое количество православной российской интеллигенции и в первую очередь – учителей.

В 1740 году в Новгороде была открыта духовная семинария, учебный план которой был почти точным слепком Киевской академии. В первом учебном году в семинарии были открыты четыре класса: аналогии, инфимы, грамматики и синтаксимы, затем классы пиитики, риторики, философии, богословия. 

После 1917 года в помещениях семинарии был открыт Новгородский институт народного образования, который в 1934 г. был преобразован в Новгородский государственный учительский институт, а затем в 1953 г. в Новгородский государственный педагогический институт.

В 1964 году в Новгороде был создан филиал Ленинградского электротехнического института, на базе которого в 1973 году был создан Новгородский политехнический институт.

В 1969 году был открыт Новгородский филиал заочного образования ЛСХИ, а затем в 1986 г. Новгородский сельскохозяйственный институт.

Таким образом, в Великом Новгороде была создана уникальная, постоянно действующая и развивающаяся система образования, которая на разных этапах исторического развития соответствовала запросам и потребностям новгородского общества, его социально-культурному уровню.

Образование в 1993 году Новгородского университета классического типа явилось исторически предопределенным и закономерным явлением. Университет при его создании и развитии аккумулировал традиции образования и просвещения, накопленные за 11 веков существования Великого Новгорода, и обеспечил их развитие на качественно новом уровне.