Версия для слабовидящих

Профессор Высшей школы экономики рассказала, как Dior и Chanel предсказали пандемию

01 апреля 2022, 12:31   758

novsu_zaporozcheva.jpg

Пандемия COVID-19 стала глобальным коммуникационным сбоем, приметы которого активно выражали художники и мыслители ещё в 2019 году. Об этом рассказала профессор Высшей школы экономики, специалист в области семиотики и культурных исследований Людмила Запорожцева в рамках своей лекции под названием «Как всемирно известные дома мод предсказали пандемию», которая стала частью проекта Новгородского университета «Ареопаг-АнтоНОВо».

Ключевой проблемой выступления учёной стал «синдром ошибки» в культуре.

— В конце 2019 года мы с коллегами исследовали культурные тренды в области моды — а именно, как модные дома выстраивают коммуникацию с обществом, — рассказала Людмила Запорожцева. — Мы обратили внимание на некий процесс, связанный с «синдромом ошибки»: в рекламной коммуникации всемирно известных модных домов — «Dior», «Chanel», «Lous Vitton» и других, — активно используется «глитч», он же «эстетика ошибки».

По словам исследовательницы, изначально этот термин использовался как обозначение перебоев в электрическом сигнале. Со второй половины XX века он перешёл уже и в коммуникационную плоскость и стал трактоваться как ошибка в процессе передачи информационного сигнала. Подобный сбой может выражаться в звуковых и визуальных помехах и шумах при передаче информации. Его часто используют в современных видах искусства: кино, музыке, рекламе и других творческих сферах. Глитч может быть выражен и как искажение формы привычных вещей — например, человеческого тела. Коммуникационный сбой также может быть нарративным — помехой при сообщении, задача которого — рассказать некую историю.

— Всё это так называемые «преднамеренные сбои». Поскольку такой «сбой» в высказывании все больше обретает форму самого высказывания. Автор хочет что-то сказать этим приёмом. К концу 2019 года в культурной сфере этот приём невероятно усилился, его использовали уже повсеместно. В том числе и модные дома, и фэшн-бренды. Мы задались вопросом — что бы это могло значить? — отмечает Людмила Запорожцева.

Учёная отмечает, что фешн-индустрия общается с потребителями преимущественно художественными высказываниями. Например, рекламными роликами, которые готовят режиссёры, дизайнеры, художники.

— Они, в свою очередь, становятся «чуткими барометрами эпохи». Используя «эффект ошибки» и «сбоя», художники описывают, осмысливают реальность. Если говорить о брендах, то эта идея воплощена маркой «Error 404». Это словосочетание отсылает нас к ошибке в соединении и передаче сообщения. Их рекламные ролики наполнены визуальными и аудиальными искажениями, — рассказала Людмила Запорожцева.

В качестве примера раскрытия подобного приёма в кинематографе исследовательница привела первую серию сериала Паоло Соррентино «Молодой папа» (2016), где автор рассуждает о нарушении коммуникации между властью и обществом, правителем и богом. Показательно, что в общественных трендах последних двух лет влияние «эффекта ошибки» наиболее ярко проявилось в феномене «антидостигаторства» — когда люди в соцсетях активно рассказывают о своих личных и профессиональных неудачах, о нереализованных или же вообще проваленных проектах.

— Часто намеренно прибегая к приёму искажения, художники замечают, что в обществе намечается значительное накопление ошибок внутри коммуникационного пространства, — отмечает Людмила Запорожцева. — Это — ровно то, что произошло в мире после 2019 года, когда мы начали свое исследование. В начале 2020 года из-за пандемии в физическом пространстве коммуникация трансформировалась и возникли невиданные прежде явления — социальная дистанция, масочный режим, общение по работе или учёбе в онлайн-формате. Пришлось срочно переформатировать публичные места для того, чтобы люди даже в обычную очередь выстраивались подальше друг от друга. Всё это стало следствием глобального коммуникационного сбоя.

Выступление Людмилы Запорожцевой прошло в рамках научно-образовательного и просветительского проекта кафедры философии, культурологии и социологии НовГУ «Ареопаг-АнтоНОВо». Также учёная прочитала на площадке областной «Точки кипения» лекцию «Код женщины в массовой культуре».

Рубрика:

Похожие новости

Все новости
11 января, 14:43
Новгородцы победили во всероссийском «Марафоне мышления»
В декабре в Екатеринбурге прошёл финал всероссийского чемпионата интеллектуальных игр «Марафон Мышления».
Образование
2405
30 декабря, 12:36
Разработанные в НовГУ тесты для студентов-медиков признаны «выбором вузов»
Учёные Института медицинского образования НовГУ стали лауреатами ежегодной национальной премии «Выбор вузов России — 2021» в номинации «Тесты».
Образование
2546
29 декабря, 15:13
Преподаватели НовГУ познакомили школьников с цифровой моделью городской экосистемы
Продолжается зимняя смена профориентационного проекта для учеников 8-11 классов «Шаг навстречу».
Образование
3071
29 декабря, 09:57
ГИС-базы памятников и медиаторы в школе: второкурсники защитили проекты
Задачи для второкурсников ставят кафедры, на которых они проходят обучение.
Образование
2555
28 декабря, 16:00
Студенты НовГУ создали IT-помощника для прогнозирования кассовых разрывов
Команды, прошедшие интенсив «От идеи к прототипу» Университета «20.35», защитили свои разработки наряду с другими проектными группами студентов НовГУ.
Образование
2425
28 декабря, 12:20
Первокурсники представили проекты электронных ценников и гида по соцсетям для пенсионеров
В Новгородском университете завершились защиты проектов студентов первого курса.
Образование
2358
27 декабря, 18:40
Более 1000 иностранцев прошли курсы по русскому языку в Новгородском университете
55 курсов можно было пройти в дистанционном и очно-дистанционном формате.
Образование
3879
24 декабря, 10:53
Дизайн-код города и краеведческое кино: третьекурсники Новгородского университета защит...
Третьекурсники занимаются разработками по кейсам внешних заказчиков — партнёров кафедр НовГУ, на которых учатся студенты.
Образование
2261
24 декабря, 10:03
Студент Старорусского политехнического колледжа НовГУ попал в топ-20 на евразийских IT-...
Студент Старорусского политехнического колледжа НовГУ Владимир Канев стал финалистом второго этапа евразийских IT-соревнований Huawei Cup 2021.
Образование
5509
21 декабря, 13:51
Новгородский университет откроет лицей точных и естественных наук
При Новгородском университете откроется лицей точных и естественных наук для учеников 10-11 классов. Он будет работать на площадках Дома научной коллаборации имени Соф...
Образование
2220