В НовГУ рассказали, как будет закрываться дефицит учителей в регионе
09 октября 2025, 11:15 564
Участникам международного фестиваля представили инновационную кластерную модель организации образования будущих учителей в НовГУ. Она позволит одновременно закрыть кадровый дефицит учителей в регионе и обеспечить качества подготовки педагогов.
Международный научно-педагогический фестиваль «От психолого-педагогического класса к профессиональному мастерству учителя» проходит впервые. Его участниками стали студенты и ведущие педагоги из Республики Беларусь, а также Ярославля, Петрозаводска, Рязани, Санкт-Петербурга и других российских городов.
Директор Педагогического института НовГУ Анатолий Пермяков рассказал о том, как НовГУ обучает кадры для школ и вузов. С 2021 года более чем в 2,5 раза выросло количество бюджетных мест, которые выделяются НовГУ для подготовки учителей. Численность студентов-педагогов высшего и среднего профессионального образования увеличилась на 37,7%. Около 30% студентов начинают трудоустраиваться в школы уже на третьем курсе, что свидетельствует о тесной связи Новгородского университета с образовательными организациями региона. В педагогическом институте обучаются 232 студента по целевым договорам, при этом среди направлений подготовки самое популярное – «Начальное образование».
— Мы усиливаем практико-ориентированную подготовку, в том числе на базе инновационных площадок школ, реализуем совместные проекты с участием студентов и учащихся психолого-педагогических классов, — отметил Анатолий Пермяков. — В качестве примера приведу разработанную нами в Международном центре открытого образования кросс-проектную модель учебного процесса. В этой модели школьники выступают авторами и исполнителями проектов, студенты СПО – тьюторами, студенты вузов –наставниками, а преподаватели – методологическими консультантами. Кросс-проектная модель – это больше, чем просто совместная деятельность педагогического профессионального сообщества. Создание такого сообщества позволит эффективно интегрировать ресурсы и потенциал школы, колледжа, вуза, направляя их на решение общей задачи подготовки нового поколения педагогов, готовых внести вклад в устойчивое развитие региона.
Особую роль НовГУ в подготовке кадров для региона подчеркнул заместитель министра образования Новгородской области Анатолий Шепило. На сегодняшний день в 13 муниципальных округах области работают 29 психолого-педагогических классов.
— Сегодня на территории Новгородской области реализуются все уровни образования, от дошкольного до высшего, — отметил Анатолий Шепило. — Созданы все условия для получения дополнительного и послевузовского образования. Мы очень благодарны Новгородскому университету за ту работу, которая сегодня ведётся по подготовке педагогов для региона. Мы стараемся организовать работу в этих классах так, чтобы их выпускники пришли именно в Новгородский университет и стали профессиональными педагогами.
Директор Междисциплинарного центра открытого образования НовГУ Михаил Певзнер рассказал о современных проблемах педагогики, предпрофессиональном отборе школьников и преимуществах кластерной модели организации психолого-педагогических классов.
— Уже второй год в Новгородском университете мы практикуем инновационную кластерную модель организации психолого-педагогических классов, которая возникла в нашем региональном педагогическом кластере, — рассказал Михаил Певзнер. — Она объединяет два вектора развития: формирование университетских классов на научно обоснованной базе предпрофессионального образования и научно-методическое сопровождение региональной сети таких классов. Уже второй год в психолого-педагогический класс мы набираем детей из разных школ. Так, в одном классе собраны учащиеся 21 школы, которые потрясающе мотивированы на педагогическую специальность. Предпрофессиональный отбор проводится школами на основе самодиагностики и собеседования, которые очень четко выявляют желание детей быть учителями. Что касается сопровождения региональной сети педагогических классов, университет работает в очень тесном сотрудничестве со всеми субъектами регионального кластера: это и профильные смены, и образовательные интенсивы, и педагогические фестивали.
Участники фестиваля представили доклады о совершенствовании предметной и профориентационной составляющей в педагогических классах, социокультурных практиках работы и другие. С докладом о предпрофессиональной подготовке выступила директор Института управления образованием Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени Ушинского Ольга Даутова. Она рассказала о современных трендах в этой сфере, цифровой трансформации и современных вызовах в подготовке педагогов.
— Современная образовательная парадигма смещается с передачи знаний на поддержку самостоятельного выбора профессии и построения карьеры на протяжении всей жизни, — рассказала Ольга Даутова. — Этот подход, называемый профориентационной парадигмой, предполагает формирование у учащихся волевых качеств и ответственности за собственное образовательное и профессиональное развитие. Она особенна актуальна для старшеклассников, которым ещё сложно сделать осознанный выбор. Педагоги должны создавать условия для проб и ошибок, предоставлять альтернативы и поддерживать мотивацию к непрерывному обучению. В последние годы наблюдается значительное изменение социальной ситуации развития детей и подростков. Современные исследования показывают, что происходит изменение периода взросления. Возраст начала взрослой жизни сдвигается к 19 годам и более, молодость продлевается до 44 лет, современные дети и подростки демонстрируют инфантильность и низкий уровень рефлексивности, что препятствует осознанному выбору профессии.
После пленарного заседания были организованы круглые столы, на которых докладчики обсуждали исторические и теоретические аспекты организации и сопровождения психолого-педагогических классов, а также формы и методы организации образовательного процесса в них.
Сегодня состоится Молодежный научно-образовательный семинар «Первые шаги в педагогическую науку», на котором учащиеся школ региона представят свои инновационные продукты и оригинальные педагогические решения. Интерактив организован Студенческим научным обществом НовГУ «Росток». Ведущим мероприятия станет его председатель Кирилл Тимофеев.
Фестиваль проходит на базе Междисциплинарного центра открытого образования при Педагогическом институте.