Волкова Я.А. (Volkova Ya.A.)

Article PDF

ЛИНГВОСЕМИОТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АНТИЧНОГО ГОРОДА
В ТРУДАХ ЦИЦЕРОНА

Статья подготовлена в рамках исполнения проекта
«Образовательное пространство и антропопрактики античного и современного города»
при поддержке Российского научного фонда (проект № 18-78-10001)

В статье с позиций теории образовательных пространств анализируются представления Марка Туллия Цицерона об идеальном физическом и духовном пространстве для обучения в Древнем Риме. Материалом послужили как диалоги и трактаты Цицерона, так и тексты некоторых его писем к другу Аттику, проливающие свет на деятельность Цицерона по организации домашнего образовательного пространства. Несмотря на то, что на современном этапе представляется невозможным восстановить внешний облик приусадебных «гимнасиев» Цицерона, тексты его произведений и писем дают возможность утверждать, что они были спроектированы, оборудованы и украшены по образу и подобию греческих образовательных пространств, что выдаёт в Цицероне истинного знатока и ценителя греческого искусства и греческой философии. Семиозис содержательного аспекта образовательного пространства Цицерона рассматривается на примере трактата «Об обязанностях». Для раскрытия педагогической концепции Цицерона проводится лингвосемиотический анализ некоторых ключевых в данном трактате лексем: officium, honestum, virtus, iustitia. Отвергая платные «придорожные» школы, где обучали техническим навыкам, отдавая предпочтение традиционному образованию по греческому образцу, Цицерон создавал места для учёного досуга и тем самым утверждал обязательность организации комфортного образовательного пространства, в котором будет место для совместного поиска истины. Именно такое пространство давало возможность обучения и воспитания vir bonus – истинного, идеального гражданина Рима. Анализ семантики ключевых слов в трактате «Об обязанностях» показал, насколько гармонично физическое образовательное пространство должно быть связано с духовным в педагогической концепции Цицерона. Для обучения и воспитания идеального гражданина требовалось идеальное образовательное пространство, которое пытался создать Цицерон в своих усадьбах и своих произведениях.

Ключевые слова: образовательное пространство, Цицерон, обучение, приусадебные Академии, “vir bonus”, ценность.

Библиография
Батлук 2001 – Батлук О. В. Философия образования в Древнем Риме: Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Москва, 2001.
Брагова 2005 –
Брагова А. М. Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве: Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Нижний Новгород, 2005.
Гринцер 2000 –
Гринцер Н. П. Римский профиль греческой философии // Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Пер. с лат. Н. А. Фёдорова. Москва, 2000. С. 9–38.
Дворецкий 1976 –
Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е. Москва, 1976.
Дёмина 2000 –
Дёмина С. С. Римское общество в I в. до н. э.: Гражданское сознание и поведение: Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Владимир, 2000.
Иванов, Иванова 2015 –
Иванов О. Б., Иванова С. В. Особенности формирования образовательного пространства в постиндустриальную эпоху // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. С. 47–51.
Касаткин 2018 –
Касаткин П. И. Ценностная аксиоматика образовательного пространства: Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. Москва, 2018.
Кнабе 1993 –
Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. Москва, 1993.
Ковалёв 1949 –
Ковалёв С. И. Марк Туллий Цицерон // Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. Т. I: Годы 68–51. Москва, Ленинград, 1949. С. 387–402.
Львов 2000
– Львов А. В. Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях: Аристотель, Цицерон: Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва, 2000.
Маричев, Малиночка 2008 –
Маричев И. В., Малиночка Э. Г. Сущность понятия «образовательное пространство» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2008. № 3. С. 11–16.
Петрученко 1994 –
Петрученко О. A. Латинско-русский словарь. Москва, 1994.
Пичугина 2017 –
Пичугина В. К. Греческие приусадебные Академии римского интеллигента: педагогическое измерение писем Цицерона // Hypothekai. Москва, 2017. С. 9–28.
Прямикова 2012 –
Прямикова Е. В. Компетентностный подход в современном образовательном пространстве: функциональное и структурное содержание: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора социологических наук. Екатеринбург, 2012.
Утченко 1994 –
Утченко С. Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах») // Марк Туллий Цицерон. Диалоги. Москва, 1994. С. 153–174.
Утченко 1974 –
Утченко С. Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина // Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Москва, 1974. С. 159–174.
Утченко 1972 –
Утченко С. Л. Цицерон и его время. Москва, 1972.
Янова 2014 –
Янова М. Г. Становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога в социокультурном образовательном пространстве: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Красноярск, 2014.
Atkins 2013 –
Atkins J. Cicero on Politics and Limits of Reason: The Republic and Laws. Cambridge, 2013.
Baraz 2012 –
Baraz Y. A Written Republic: Cicero’s Philosophical Politics. Princeton University Press, 2012.
Bonner 2012 –
Bonner S. Education in Ancient Rome: From the Elder Cato to the Younger Pliny. Routledge, 2012.
Clarke 2014 –
Clarke M. L. Higher education in the Ancient World. Routledge, 2014.
Giorgini 2014 –
Giorgini G. Cicero and Machiavelli: Two Visions of Statesmanship and Two Educational Projects Compared // Etica & Politica = Ethics & Politics. 2014. Vol. XVI. № 2. P. 506–515.
Guite 1962 –
Guite H. Cicero’s Attitude to the Greeks // Greece & Rome. Second Series. 1962. Vol. 9 (2). P. 142–159.
Gwynn 1926 –
Gwynn A. Roman Education from Cicero to Quintilian. Oxford, 1926.
Hawley 2016 –
Hawley M. Individuality and hierarchy in Cicero’s “De Officiis” // European Journal of Political Theory. 2016. Vol. 19 (1). P. 87–105.
Kries 2003 –
Kries D. On the Intention of Cicero’s “De Officiis” // The Review of Politics. 2003. Vol. 65 (4). P. 375–393.
Maass 2012 –
Maass R. W. Political Society and Cicero’s Ideal State // Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History. 2012. Vol. 45 (2). P. 79–92.
McCracken 1935 –
McCracken G. Cicero’s Tusculan Villa // The Classical Journal. 1935. Vol. 30 (5). P. 261–277.
Root 1920 –
Root M. A. A Visit to Cicero’s Tusculanum // The Classical Journal. 1920. Vol. 16 (1). P. 34–41.
Wood 1988 –
Wood N. Cicero’s Social and Political Thought. Berkeley (CA), 1988.

Яна Александровна Волкова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Профессор кафедры теории и практики иностранных языков.
Московский государственный лингвистический университет, Россия.
Профессор кафедры английского языка как второго.
Доктор филологических наук.
E-mail: yana.a.volkova@gmail.com

 

LINGUO-SEMIOTICS OF ANCIENT CITY EDUCATIONAL SPACE IN CICERO’S WORKS

The study was funded by Russian Science Foundation
(project number 18-78-10001)

The article analyzes Mark Tullius Cicero’s views about the ideal physical and spiritual space for education in Ancient Rome from the perspective of the educational spaces theory. The material comprises Cicero’s dialogues and treatises, as well as some letters to his friend Atticus, which shed light on Cicero’s activities in organizing home educational space. Despite the fact that at the present stage it seems impossible to restore the appearance of Cicero’s estate “gymnasiums”, the texts of his works and letters allow to conclude that they were designed, equipped and decorated in the image of Greek educational spaces, which proves Cicero to be a subtle connoisseur of Greek art and an expert in Greek philosophy. The semiosis of the substantive aspects of Cicero’s educational space is considered on the example of the treatise “On Duties”. To reveal Cicero’s pedagogical conception, a linguosemiotic analysis of some key lexemes in this treatise is carried out: officium, honestum, virtus, iustitia. Cicero rejected paid “trivium” schools where technical skills were taught, and asserted traditional education according to the Greek model. Thus he organized special locations for academic leisure and thereby affirmed the arrangement of a comfortable educational space where there would be a place for a joint search for truth. It was such a space that made it possible to educate and bring up vir bonus – a true, ideal citizen of Rome. The analysis of the keywords’ semantics in the treatise “On Duties” showed how harmoniously physical educational space is connected with the spiritual one in Cicero’s pedagogical conception. To educate and bring up an ideal citizen, one needs an ideal educational space, which Cicero strove to create in his estates and his works.

Keywords: educational space, Cicero, education, estate Academies, vir bonus, value.

References
Atkins 2013 – Atkins J. Cicero on Politics and Limits of Reason: The Republic and Laws. Cambridge, 2013.
Baraz 2012 – Baraz Y. A Written Republic: Cicero’s Philosophical Politics. Princeton University Press, 2012.
Batluk 2001 – Batluk O. V. Philosophy of Education in Ancient Rome. Thesis of PhD in Philosophy. Moscow, 2001. In Russian.
Bonner 2012 – Bonner S. Education in Ancient Rome: From the Elder Cato to the Younger Pliny. Routledge, 2012.
Bragova 2005 – Bragova A. M. Marcus Tullius Cicero on the Ideal Citizen and State. Thesis of PhD in Historical sciences. Nizhny Novgorod, 2005. In Russian.
Clarke 2014 – Clarke M. L. Higher Education in the Ancient World. Routledge, 2014.
Demina 2000 – Demina S. S. Roman Society in the 1st Century B.C.: Civic Consciousness and Behavior. Thesis of PhD in Historical Sciences. Vladimir, 2000. In Russian.
Dvoretsky 1976 – Dvoretsky I. Kh. Latin-Russian Dictionary. Second edition. Moscow, 1976. In Russian.
Giorgini 2014 – Giorgini G. Cicero and Machiavelli: Two Visions of Statesmanship and Two Educational Projects Compared.
Etica & Politica = Ethics & Politics. 2014, Vol. XVI (2). P. 506–515.
Grintser 2000 – Grintser N. P. The Roman Profile of the Greek Philosophy. Marcus Tullius Cicero. Paradoxa Stoicorum. Transl. into Russian by N. A. Fedorov. Moscow, 2000. P. 9–38. In Russian.
Guite 1962 – Guite H. Cicero’s Attitude to the Greeks.
Greece & Rome. Second Series. 1962, Vol. 9 (2). P. 142–159.
Gwynn 1926 – Gwynn A. Roman Education from Cicero to Quintilian. Oxford, 1926.
Hawley 2016 – Hawley M. Individuality and Hierarchy in Cicero’s “De Officiis”.
European Journal of Political Theory. 2016, Vol. 19 (1). P. 87–105.
Ivanov, Ivanova 2015 – Ivanov O. B., Ivanova S. V. Features of the Formation of educational Space in the Post-Industrial Era.
Lifelong Education: Continuing Education for Sustainable Development. 2015, 13. P. 47–51. In Russian.
Kasatkin 2018 – Kasatkin P. I. Value Axiomatics of Educational Space. Thesis of Doctor of Philosophy. Moscow, 2018. In Russian.
Knabe 1993 – Knabe G. Materials for Lectures on the General Theory of Culture and the Culture of Ancient Rome. Moscow, 1993. In Russian.
Kovalev 1949 – Kovalev S. I. Mark Tullius Cicero.
The Letters from Mark Tullius Cicero to Atticus, his friends, brother Quintus, M. Brutus. Vol. 1, years 68–51. Moscow, Leningrad, 1949. P. 387–402. In Russian.
Kries 2003 – Kries D. On the Intention of Cicero’s “De Officiis”.
The Review of Politics. 2003, Vol. 65 (4). P. 375–393.
L’vov 2000 – L’vov A. V. The Problem of the Ideal Citizen in Ancient Political and Legal Teachings: Aristotle, Cicero. Thesis of PhD in Law. Moscow, 2000. In Russian.
Maass 2012 – Maass R. W. Political Society and Cicero’s Ideal State.
Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History. 2012, Vol. 45 (2). P. 79–92.
Marichev, Malinochka 2008 – Marichev I. V., Malinochka E. G. The Essence of the “Educational Space” Concept.
The Bulletin of the Adyghe State University. Series “Pedagogy and Psychology”. 2008, 5. P. 11–16. In Russian.
McCracken 1935 – McCracken G. Cicero’s Tusculan Villa.
The Classical Journal. 1935, Vol. 30 (5). P. 261–277.
Petruchenko 1994 – Petruchenko O. A. Latin-Russian Dictionary. Moscow, 1994. In Russian.
Pichugina 2017 – Pichugina V. K. Greek Homestead Academies of the Roman Intellectual: The Pedagogical Dimension of Cicero’s Letters.
Hypothekai. 2017, 1. P. 9–28. In Russian.
Pryamikova 2012 – Pryamikova E. V. Competence-based Approach in the Modern Educational Space: Functional and Structural Content. Abstract of Doctor of Sociology Thesis. Yekaterinburg. 2012. In Russian.
Root 1920 – Root M. A. A Visit to Cicero’s Tusculanum.
The Classical Journal. 1920, Vol. 16 (1). P. 34–41.
Utchenko 1972 – Utchenko S. L. Cicero and his Time. Moscow 1972. In Russian.
Utchenko 1974 – Utchenko S. L. Cicero’s Treatise “De Officiis” and the Image of Ideal Citizen. 
Mark Tullius Cicero. Cato Maior de Senectute. Laelius de Amicitia. De Officiis. Moscow, 1974. P. 159–174. In Russian.
Utchenko 1994 – Utchenko S. L. Political and Philosophical Treatises of Cicero (“On the State” and “On the Laws”).
Mark Tullius Cicero. Dialogues. Moscow, 1994. P. 153–174. In Russian.
Wood 1988 – Wood N. Cicero’s Social and Political Thought. Berkeley (CA), 1988.
Yanova 2014 – Yanova M. G. Formation and Development of the Organizational and Pedagogical Culture of the Future Teacher in the Social and Cultural Educational Space. Abstract of Doctor of Pedagogical Sciences Thesis. Krasnoyarsk, 2014. In Russian.

Yana A. Volkova
Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow.
Professor of Theory and Practice of Foreign Languages Department.
Moscow State Linguistic University, Russia.
Professor of Department of English as a Second Language.
Doctor of Philology.
E-mail: yana.a.volkova@gmail.com