Полякова М.А. (Poliakova M.A.)

Article PDF

«ГОРОД СОЛНЦА» ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы рассмотрен в статье с точки зрения его образовательного функционала и в сравнении с другими аналогичными проектами эпохи. Приведена краткая биография итальянского мыслителя, охарактеризованы особенности его мировоззрения (религиозность, мистичность), высказаны некоторые предположения относительно возможных источников произведения («Государство» Платона, «Утопия» Томаса Мора), а также о роли монастырского опыта самого Кампанеллы, об идеализации им раннего христианства и о его вере в возможности вселенского мира и согласия. «Город Солнца» оценивается как своеобразный апофеоз утопического жанра на исходе ренессансной мысли. Сравнивая произведение с более ранними утопиями, автор обращает внимание прежде всего на такую черту проекта Кампанеллы, как локализация им идеального мира в одном городе. В статье показаны признаки применения в городе наглядного и игрового обучения, использования группового обучения и организации обучающей среды. По мнению автора, модель Кампанеллы, несмотря на свою очевидную нежизнеспособность, обладает определённым потенциалом в организации образовательного пространства города.

Ключевые слова: Кампанелла, Город Солнца, утопия, образовательная модель, образовательная среда.

Библиография
Безрогов 2013 – Безрогов В. Г. Сотрапезничество как воспитание // Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья) / Под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. Москва, 2013. C. 240-262.
Делюмо 2006 –
Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения / Пер. с фр. И. Эльфонд. Екатеринбург, 2006.
Кампанелла 1973 –
Кампанелла Т. Город Солнца // Идеи эстетического воспитания:
антология в двух томах. Том первый: Античность, Средние века, Возрождение / Сост. В. П. Шестаков. Москва, 1973. С. 398–402.
Мор 1973 –
Мор Т. Утопия // Идеи эстетического воспитания: антология в двух томах.
Том первый: Античность, Средние века, Возрождение / Сост. В. П. Шестаков. Москва, 1973. С. 392–398.
Мор 1998 –
Мор Т. Утопия / Пер. с лат. Ю. М. Каган // Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. Москва, 1998. С. 7–106.
Паниотова 2019 –
Паниотова Т. С. Архетип города в истории утопической мысли // Утопические проекты в истории культуры / Под ред. Т. С. Паниотовой. Ростов-на-Дону, Таганрог, 2019. С. 12–15.
Панченко 2018 –
Панченко Д. В. Безумие или революция? Томмазо Кампанелла в последний год шестнадцатого столетия // Case Study. 2018. № 1 (117). С. 115–132.
Полякова 2018 –
Полякова М. А. Утопические проекты позднего Ренессанса как образовательные модели // Воспитание и социализация молодёжи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности / Под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой, К. Ю. Милованова. Волгоград, 2018. С. 472–475.
Эразм 1969 –
Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. Москва, 1969.
Campanella 2017 –
Campanella T. La città del Sole / А cura di M. Moretti. Classic House Book, 2017.
Fipro 1974 –
Firpo L. Campanella, Tommaso // Dizionario Biolgrafico degli Italiani. 1974, Vol. 17. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/tommaso-campanella_%28Dizionario-Biografico%29/
Moretti 2017 –
Moretti M. Appendice della politica detta la Città del Sole di fra Tommaso Campanella // Campanella T. La città del Sole. Classic House Book, 2017. P. 5–30.

Мария Александровна Полякова
Российский новый университет, Москва, Россия.
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогического образования.
E-mail: mariap71@rambler.ru

 

«THE CITY OF THE SUN» BY TOMMASO CAMPANELLA AS AN EDUCATIONAL MODEL

Tommaso Campanella’s “The City of the Sun” is considered in the article from the point of view of its educational functionality and in comparison with other similar projects of the era. The author presents a brief biography of the Italian thinker, the features of his worldview (religiosity, mysticism), making some assumptions about the possible sources of the work – Plato’s Republic, Thomas More’s Utopia, as well as about the role of Campanella’s monastic experience and his idealization of early Christianity and his belief in universal peace and harmony. «The City of the Sun» is estimated as a kind of apotheosis of the utopian genre at the end of Renaissance thought. Comparing the work with the earlier utopias, the author draws attention primarily on such character of the project Campanella as localization them a perfect world in one city. The article shows the signs of visual and game training in the city, group training and organization of the learning environment. According to the author, the Campanella model, despite its obvious non-viability, has a certain potential in a city educational space organization.

Keywords: Campanella, The City of the Sun, utopia, educational model, educational environment.

References
Bezrogov 2013 – Bezrogov V. G. Repast as an Education. A Teacher and a Student: The Formation of Intersubject Relations in the History of Education of the East and the West (civilizations of Antiquity and the Middle Ages). Ed. by N. B. Barannikova, V. G. Bezrogov. Moscow, 2013. P. 240-262. In Russian.
Campanella 1973 – Campanella T. La città del Sole.
Ideas of aesthetic education. Vol. 1: Antiquity, Middle ages, Renaissance. Transl. into Russian. Moscow, 1973. P. 398–402.
Campanella 2017 – Campanella T. La città del Sole / А cura di M. Moretti. Classic House Book, 2017.
Delumeau 2006 – Delumeau J. La civilization de la Renassance. Transl. into Russian by I. Elfond. Yekaterinburg, 2006.
Erasmus of Rotterdam 1969 – Erasmus of Rotterdam. Colloquia familiaria. Transl. into Russian. Moscow, 1969.
Firpo 1974 – Firpo L. Campanella, Tommaso.
Dizionario Biolgrafico degli Italiani. 1974, Vol. 17. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/tommaso-campanella_%28Dizionario-Biografico%29/
More 1973 – More T. Utopia.
Ideas of Aesthetic Education. Vol. 1: Antiquity, Middle Ages, Renaissance. Transl. into Russian. Moscow, 1973. P. 392–398.
More 1998 – More T. Utopia. Transl. into Russian by Yu. M. Kagan.
More T. Utopia. Epigrammata. The History of King Richard III. Moscow, 1998. P. 7–106.
Moretti 2017 – Moretti M. Appendice della politica detta la Città del Sole di fra Tommaso Campanella. 
Campanella Т. La citta del Sole. Classic House Book, 2017. P. 5–30.
Panchenko 2018 – Panchenko D. V. Madness or Revolution? Tommaso Campanella in the Last Year of the Sixteenth Century.
Case Study. 2018, 1 (117). P. 115–132. In Russian.
Paniotova 2019 – Paniotova T. S. The Archetype of the City in the History of Utopian Thought. 
Utopian Projects in the History of Culture. Ed. by T. S. Paniotova. Rostov-on-Don, Taganrog, 2019. P. 12–15. In Russian.
Poliakova 2018 – Poliakova M. A. Utopian Projects of the Late Renaissance as Educational Models.
Education and Socialization of Youth: The Potential of Historical and Pedagogical Knowledge in the Context of Modern Challenges. Ed. by M. V. Boguslavsky, S. V. Kulikova, K. Yu. Milovanov. Volgograd, 2018. P. 472–475. In Russian.

Mariia A. Poliakova
Russian New University, Moscow, Russia.
PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor of the Department of Pedagogical Education.
E-mail: mariap71@rambler.ru