Петрова Г.И. (Petrova G.I.)

Article PDF

УНИВЕРСИТЕТ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОТ БРЕНДА – К ГОРОДУ-УНИВЕРСИТЕТУ

Статья предлагает философский анализ места, роли и значения университета в пространстве современного города. Внимание к открытиям в философии в последние десятилетия, в частности, к её пространственному и визуальному поворотам, заставляет увидеть новый характер онтологических построений и в новом ракурсе дать определение понятиям пространства, города и университета. Обосновывается различие методологических подходов, используемых классической философией, где пространство города виделось в субстанциалистском плане, и современных способов видения пространства в неклассической оптике, где пространство не являет себя материальным, эмпирическим объектом, но предстаёт действиями людей в меняющихся системах координат. На этом фоне исследуется эволюция отношений города и университета, зафиксированная в понятиях «университетский город», «университет как бренд города» и «город-университет». Автор критически рассматривает концепцию «город-университет», оценивает образовательный эффект данной теоретической установки. Показывается, что культурный капитал университета в пространстве «город-университет» рискует быть инкорпорированным в финансовые отношения. Данный подход может привести к тому, что университет потеряет свой исторически сложившийся высокий смысл, связанный с сохранением и развитием культурных ценностей, и станет всего лишь одной из властно-политических и экономических структур.

Ключевые слова: университет, город, идентичность, пространство, бренд, символический капитал, власть знания.

Библиография
Бауман 2008 – Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. У. В. Асочакова. Санкт-Петербург, 2008.
Бурдьё 2007 –
Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с фр. Н. А. Шматко. Москва, Санкт-Петербург, 2007.
Вахштайн 2013 –
Вахштайн В. С. Метафорика университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/longreads/13096 (дата обращения: 01.08.2019).
Вахштайн 2014 –
Вахштайн В. С. Пересборка города: между языком и пространством // Социология власти. 2014. № 2. С. 9–38.
Верлен 2001 –
Верлен Б. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география / Пер. с англ. С. Баньковской // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 2. С. 26–47.
Делёз, Гваттари 2007 – Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. Д. Кралечкина. Екатеринбург, 2007.
Кастельс 2000 –
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. Москва, 2000.
Коллини 2016 –
Коллини С. Зачем нужны университеты? / Пер. с англ. Д. Кралечкина. Москва, 2016.
Пойзнер, Соснин 2008 –
Пойзнер Б. Н., Соснин Э. А. О границах университета // Классический университет в неклассическое время: труды Томского государственного университета. Т. 269. Серия Культурологическая. Томск, 2008. С. 16–19.
Прохоров 2012 –
Прохоров А. В. Бренд университета в системе территориального брендинга // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2 (36). С. 201–203.
Трубина 2011 –
Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. Москва, 2011.
Фуко 2002 –
Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с фр. С. Ч. Офертаса. Москва, 2002.
Soja 1996 –
Soja E. W. Thirdspace: Journeys to Los Angeles and Other Real-and-Imagined Places. Oxford, 1996.

Галина Ивановна Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия.
Доктор философских наук,
профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии.
E-mail: seminar_2008@mail.ru

 

UNIVERSITY IN URBAN SPACE: FROM BRAND – TO CITY-UNIVERSITY

The article offers philosophical analysis of the place, role and importance of the University in a modern city space. Spatial and visual turns in philosophy in recent decades reveal a new character of ontological constructions and new perspective of definition of space, city and University. The article describes the difference between methodological approaches to the city, used by classical philosophy (substantialistic view), and modern ways of seeing city space, when the space is not material, empirical object, but the action of people in a changing coordinate system. The author investigates evolution of the relations between city and university, fixed in the concepts “university city”, “university as a city brand” and “city-university”. The author critically examines the concept “city-university”, evaluates its educational effect. It is shown that the cultural capital of the university in the “city-university” space is risking to be incorporated into financial relations. This approach can lead to the loss of the historically formed high meaning of the university, associated with the preservation and development of cultural values, and university will become just one of the power-political and economic structures.

Keywords: university, city, identity, space, brand, symbolic capital, power-knowledge.

References
Bauman 2008 – Bauman Z. Liquid Modernity. Transl. into Russian by U. V. Asochakov. St. Petersburg, 2008.
Bourdieu 2007 – Bourdieu P. Sociology of Social Space. Transl. into Russian by N. A. Shmatko. Moscow, St. Petersburg, 2007.
Castells – Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Transl. into Russian by O. I. Shkaratan. Moscow, 2000.
Collini 2016 – Collini S. What Are Universities For? Transl. into Russian by D. Kralechkin. Moscow, 2016.
Deleuze, Guattari 2007 – Deleuze G., Guattari F. L’Anti-Œdipe. Capitalisme et Schizophrénie. Transl. into Russian by D. Kralechkin. Yekaterinburg, 2007.
Foucault 2002 – Foucault M. Dits et écrits: articles politiques, conférences, interviews. Transl. into Russian by S. Ch. Ofertas. Moscow, 2002.
Pozner, Sosnin 2008 – Pozner B. N., Sosnin E. A. About the Boundaries of the University.
Classical University in the non-Classical Time: Proceedings of Tomsk State University2008, Vol. 269. P. 16–19. In Russian.
Prokhorov 2012 – Prokhorov A. V. University Brand in System of Territorial Branding.
Social and Economic Phenomena and Processes. 2012, 2 (36). P. 201–203.
Soja 1996 – Soja E. W. Thirdspace: Journeys to Los Angeles and Other Real-and-Imagined Places. Oxford, 1996.
Trubina 2010 – Trubina E. G. A City in Theory: Space Comprehension Experience. Moscow, 2011. In Russian.
Vakhshtayn 2013 – Vakhshtayn V. S. Metaphorics of University. URL: https://postnauka.ru/longreads/13096. In Russian.
Vakhshtayn 2014 – Vakhshtayn V. S. Reassembling the City: Between Language and Space. 
Sociology of Power. 2014, 2. P. 9–38. In Russian.
Verlen 2001 – Verlen B. Society, Action and Space. Alternative Social Geography. Transl. into Russian by S. Bankovskaya.
Russian Sociological Review. 2001, Vol. 1 (2). P. 26–47.

Galina I. Petrova
National Research Tomsk State University, Russia.
Doctor of Philosophy,
Professor of the Department of Ontology,
Theory of Knowledge and Social Philosophy.
E-mail: seminar_2008@mail.ru