Яковлева Л.Е. (Yakovleva L.E.), Петушкова Т.А. (Petushkova T.A.)

Article PDF

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕЯ И ОБРАЗ (НА ПРИМЕРЕ ИСПАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ)

Истоки современных университетов лежат в культуре Средневековья. Отличительной чертой средневековой системы образования было её включение в теолого-политический дискурс, осуществлявшийся в рамках абсолютизма. Первой на путь создания единого национального государства вступила Испания. Университет нового типа, созданный Х. Сиснеросом в Алкала де Энаресе, должен был осуществить духовную реформу клира и подданных Кастилии как необходимое условие для становления единого государства в полиэтничной и многоконфессиональной стране. Основная задача состояла, по мысли Сиснероса, в гуманизации системы схоластического образования, формировании равного отношения к студентам из различных социальных слоёв, создании системы убеждений и верований, эффективно направляющих существование человека. Организация образовательного пространства в Алкала де Энаресе исходила из принципов доминанты внутреннего пространства университета как власти разума над внешним пространством. Трансформация университетского образования в Испании в XIX в. была связана с отсталостью её основных социальных институтов по сравнению с другими странами Европы. На современном этапе развития общества информационный технологический артефакт является важнейшим объективным фактором трансформации различных культурных устройств, в том числе системы образования. Высшее образование становится массовым и нацелено на получение практического результата, в связи с чем университет лишается своей культурно-творческой миссии. Но вхождение в культуру, социализация и гуманизация не менее значимы для общества, чем овладение профессиональным знанием, нацеленным на решение проблем сегодняшнего дня.

Ключевые слова: университет, образование, образовательное пространство, Х. Сиснерос, национальная традиция Испании, Х. Ортега-и-Гассет.

Библиография
Ле Гофф 2018 – Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Пер. с фр. А. Поповой. Санкт-Петербург, 2018.
Ле Гофф 2005 –
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева. Екатеринбург, 2005.
Заховаева, Урсу 2008 –
Заховаева А. Г., Урсу А. В. Девальвация личности: от Homo Ludens к лудомании // Философия и общество. 2008. № 4. С. 110–117.
Ортега-и-Гассет 2010 –
Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М. Голубевой, А. Корбута. Москва, 2010.
Alvar Ezquerra 1996 –
Alvar Ezquerra A. La Universidad de Alcala de Henares a principios del siglo XVI. Alcala de Henares, 1996.
Costa Rico 2004 –
Costa Rico A. Historia da educación e da cultura en Galicia (Seculos IV–XX). Vigo, 2004.
Molero Pintado 2000 –
Molero Pintado A. La Institucion Libre de Ensenanza. Un Proyecto de reforma pedagogia. Madrid, 2000.
Senen Barro 2013 –
Senen Barro A. Universidad – Especulacion. Netbiblo, 2013.

Любовь Евгеньевна Яковлева
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия.
Доктор философских наук, профессор, Зав. кафедрой философии.
E-mail: nucul@mail.ru

Татьяна Анатольевна Петушкова
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия.
Магистр дизайна, аспирант, член Творческого Союза Художников России.
E-mail: tatyana_petushkova@yahoo.com

 

EDUCATIONAL AREA: IDEA AND IMAGE (ON THE EXAMPLE OF SPANISH UNIVERSITIES)

The origins of modern universities lie in the culture of the middle Ages. The medieval education system was included in the theological and political discourse, which was carried out within the framework of absolutism. The first to enter the path of creating a single national state was Spain. A new type of university, created by H. Cisneros in Alcalá de Henares, was to carry out the spiritual reform of the clergy and the Castile people as a necessary condition for the formation of a single state in a multi-ethnic and multi-religious country. The main task was, according to Sisneros, in the humanization of the system of scholastic education, the formation of an equal attitude towards students from various social strata, the creation of a system of beliefs that effectively guide the existence of man. The organization of educational space in Alcala de Henares proceeded from the principles of domination of university internal space as a power of the mind, over external space. Transformation of university education in Spain in the XIX century was connected with the backwardness of its main social institutions in comparison with other European countries. At the present stage of social development, information technology artefact is the most important objective factor in the transformation of various cultural devices, including education system. Higher education is becoming widespread and is aimed at obtaining practical results, with which university loses its cultural and creative mission. Nevertheless socialization and humanization are as socially significant as professional knowledge created for solving present problems.

Keywords: university, education, educational space, H. Cisneros, national tradition of Spain, Ortega y Gasset.

References
Alvar Ezquerra 1996 – Alvar Ezquerra A. La Universidad de Alcala de Henares a principios del siglo XVI. Alcala de Henares, 1996.
Costa Rico 2004 – Costa Rico A. Historia da educación e da cultura en Galicia (Seculos IV–XX). Vigo, 2004.
Antonio Molero 2000 – Antonio Molero P. La Institucion Libre de Ensenanza. Un Proyecto de reforma pedagogia. Madrid, 2000.

Le Goff 2018 – Le Goff J. L’Europe est-elle née au moyen age? Transl. Into Russian by A. Popova. St. Petersburg, 2018.
Le Goff 2005 – Le Goff J. La civilisation de l’Occident médiéval. Transl. into Russian. Ekaterinburg, 2005.
Molero Pintado 2000 – Molero Pintado A. La Institucion Libre de Ensenanza. Un Proyecto de reforma pedagogia. Madrid, 2000.
Ortega y Gasset 2010 – Ortega y Gasset J. Misión de la Universidad. Transl. into Russian by M. Golubeva, A. Korbut. Moscow, 2010.
Senen Barro 2013 – Senen Barro A. Universidad – Especulacion. Netbiblo, 2013.
Zakhovaeva, Ursu 2008 – Zakhovaeva A. G., Ursu A. V. Personality Devaluation: From Homo Ludens to Ludomania.
Philosophy and Society. 2008, 4. P. 110–117. In Russian.

Lyubov E. Yakovleva
Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Moscow, Russia.
Doctor of Philosophy, Professor,
Head of Philosophy Department.
E-mail: nucul@mail.ru

Tatiana A. Petushkova
Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Moscow, Russia.
Master of Design, Graduate Student,
Member of the Creative Union of Artists of Russia.
E-mail: tatyana_petushkova@yahoo.com