Чернякова Н.С. (Chernyakova N.S.)

Article PDF

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЛИК УНИВЕРСИТЕТА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА

Превращение университета в ведущий драйвер развития города требует отношения к университету как к главному элементу городской среды, в визуальном облике которого воплощается понимание человека как мыслящего, разумного существа, способного к бесконечному познанию Бытия и творчеству, сообразному с законами Природы и Культуры. Идентификация социокультурного пространства в качестве городского на основании чисто экономических и демографических параметров воспринимается как недостаточно обоснованная, если это пространство лишено такой важной градостроительной и духовной доминанты, как университет. Особая знаково-символическая функция университета как социокультурного феномена обусловлена тем, что процесс формирования субъектов культуры, обладающих способностью к ценностно-содержательной, творческой, высококвалифицированной деятельности, воспринимается членами общества как стремление к воплощению Добра, а научно-познавательная деятельность, осуществляемая университетом, – как одно из главных культурно-исторических воплощений ценностной ориентации на Истину. Предметная среда, визуально комфортная для интеллектуальной деятельности и духовного развития будущих специалистов высшей квалификации, должна обладать высоким уровнем и разнообразием дизайнерских решений, быть рационально организованной, информационно насыщенной и технически оснащённой. Поскольку архитектура и природный ландшафт являются непосредственными визуальными воплощениями как высоты развития, так и степени деградации субъекта культуры, охрана архитектурных памятников и природного ландшафта в пространстве университетов осознаётся гражданами и специалистами как проблема визуальной экологии.

Ключевые слова: ценностно-смысловой потенциал, университет, визуальный образ, архитектура, природный ландшафт, визуальная экология.

Библиография
Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 10–31.
Бюхли 2017 –
Бюхли В. Антропология архитектуры / Пер. с англ. М. В. Григорьевой, О. В. Гритчиной. Харьков, 2017.
Горнова 2016 –
Горнова Г. В. Соразмерность города и человека: категорический императив градостроительства // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (11). С. 22–25.
Розин 2009 –
Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. Москва, 2009.
Фёдоров и др. 2015 –
Фёдоров В. В., Фёдоров М. В., Коротаева З. В. Семантический потенциал архитектурно-ландшафтной среды // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 4 (6). С. 47–64.
Эллард 2016 –
Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Пер. с англ. А. Васильевой. Москва, 2016.
Chernyakova 2018 –
Chernyakova N. Pedagogical aspects of axiology // Astra Salvensis. 2018. VΙ. Special Issue. P. 683–689.
Tilley 2006 – Tilley C. Identity. Place, Landscape and Heritage // Journal of Material Culture. 2006. Vol. 11. 1/2. P. 7–32.

Наталия Степановна Чернякова
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.
Доктор философских наук,
профессор кафедры этнокультурологии.
E-mail: cherns2011@yandex.ru

 

VISUAL IMAGE OF UNIVERSITY AS EMBODIMENT OF SOCIETY′S VALUE POTENTIAL 

Transformation of the university into the leading driver of the development of a city requires an attitude to the university as to the main social element of urban environment, a visual image of which embodies understanding of human being as thinking, intelligent subject capable of the endless knowledge of Being and of creativity consistent with the laws of nature and culture. Identification of any social space as urban on the basis of purely economic and demographic parameters is perceived as insufficient, if this space is deprived of such an important spiritual dominant and the element of urban planning as university. The whole set of material and ideal products created by the subject of culture may be considered as realization of its value potential. However, university as a product of cultural and historical development is one of such cultural phenomena that not only perform their intended functions, but also symbolize the highest achievements of society on the way of embodiment of the fundamental values of culture. The social environment visually comfortable for intellectual activity and spiritual development of the university students should have a high level and variety of design solutions, be rationally organized, information and technically equipped. Since architecture and natural landscape are direct visual embodiments of both the height of development and the degree of degradation of the subject of culture, the protection of architectural monuments and natural landscape in the space of universities is recognized by many citizens and specialists as one of the most obvious and urgent problem of visual ecology.

Keywords: value potential, university, visual image, architecture, natural landscape, visual ecology.

References
Avanesov 2018 – Avanesov S. Urban Space as Anthropological Phenomenon. ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics. 2018, 2 (16). P. 10–31. In Russian.
Buchli 2017 – Buchli V. An Anthropology of Architecture. Transl. into Russian by M. V. Grigorieva, O. V. Gritchina. Kharkov, 2017.
Chernyakova 2018 – Chernyakova N. Pedagogical Aspects of Axiology.
Astra Salvensis. 2018, VΙ, Special Issue. P. 683–689.
Ellard 2016 – Ellard C. Places of the Heart. The Psychogeography of Everyday Life. Transl. into Russian by A. Vasilyeva. Moscow, 2016.
Fedorov et al. 2015 - Fedorov V. V., Fedorov M. V., Korotaeva Z. V. The Semantic Potential of Architecture and Landscape Environment.
ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics. 2015, 4 (6). P. 47–64. In Russian.
Gornova 2016 – Gornova G. V. Harmony between the City and the Man: Categorical Imperative of Urban Development.
Newsletter of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research. 2016, 2 (11). P. 22–25. In Russian.
Rozin 2009 – Rozin V. M. Visual Culture and Perception: How a Person Sees and Understands the World. Moscow, 2009. In Russian.
Tilley 2006 – Tilley C. Identity. Place, Landscape and Heritage.
Journal of Material Culture. 2006, Vol. 11 (1/2). P. 7–32.

Natalia S. Chernyakova
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg.
Doctor of Philosophy,
Professor of Ethnographic and Cultural Studies Department.
E-mail: cherns2011@yandex.ru