Смирнов С.А. (Smirnov S.A.)

Article PDF

ГОРОД-ВОСПИТАТЕЛЬ:
ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА КАК РЕПЕРТУАР АНТРОПОПРАКТИК РАЗВИТИЯ

Статья подготовлена в рамках исполнения проекта
«Образовательное пространство и антропопрактики
в античном и современном городе»
при поддержке Российского научного фонда
(проект № 18-78-10001)

В статье предлагается идея формирования пространства города как образовательного конфигуратора, в котором объединяются разные культурные институциональные формы, такие как храм, музей, университет, театр, школа, для выстраивания внутри городского пространства различных образовательных траекторий и маршрутов. Тем самым город рассматривается в категориях модели города-воспитателя. Для обоснования этой идеи автор анализирует как историческую традицию воспитания и образования, идущую от античности и понимаемую как пайдейя и практика заботы, так и современную образовательную ситуацию, показывающую то, что массовая школа и вуз нуждаются в институциональном переходе, поскольку не соответствуют современным вызовам, связанным с необходимостью обеспечения образовательной мобильности и навигации для современного человека. В рамках поставленной в статье задачи рассмотрен кейс университета, образовательное пространство которого должно выстраиваться как универсум, создающий условия для формирования человека, его способностей и качеств. С точки зрения рамки города-воспитателя рассматривается возможность выстраивания образовательных траекторий, связывающих в едином городском пространстве разные культурные, институциональные формы – школу, театр, храм, библиотеку, университет, площадь. В этой связи в статье предложена идея образовательного конфигуратора как модели, в которой возможно увязывание образовательного пространства города в единое культурное целое.

Ключевые слова: город, пространство города, пайдейя, забота о себе, образование, образовательное пространство, антропопрактики развития.

Библиография
Адо 2005 – Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с фр. при участии В. А. Воробьева. Москва, Санкт-Петербург, 2005.
Безрогов, Пичугина 2014 –
Безрогов В. Г., Пичугина В. К. «Забота о себе» как психолого-педагогическая категория: обзор современных отечественных исследований // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 143–151.
Боффо 2015 –
Боффо В. Преподавание как забота о себе / Пер. с итал. А. В. Голубцовой // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (99). С. 10–19.
Высоковский 2015 –
Высоковский А. А. Сочинения. Том 3: Public. Москва, 2015.
Гордон, Гордон 2008 –
Гордон Э., Гордон Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе / Пер. с англ. М. Л. Мельниковой и др. Ижевск, 2008.
Иванченко 2009 –
Иванченко Г. В. Забота о себе. История и современность. Москва, 2009.
Йегер 1997 –
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / Пер. с нем. М. Н. Ботвинника. Москва, 1997.
Йегер 2014 –
Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. Воспитание античного грека / Пер. с англ. О. В. Алиевой. Москва, 2014.
Камби 2015 –
Камби Ф. Забота в педагогике: критические замечания / Пер. с итал. А. Д. Харитонович, Е. А. Моргун // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (99). С. 4–9.
Ковалева 2016 –
Ковалева Т. М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU. 2016. № 11. С. 71–81.
Коява и др. 2018 –
Коява Л. В., Новгородов П. А., Смирнов С. А. Предпринимательский университет. Концепт // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 4–5 (70–71). С. 93–105.
Пичугина 2014 –
Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике. Москва, 2014.
Роу, Кеттер 2018 –
Роу К., Кеттер Ф. Город-коллаж / Пер. с англ. И. Третьякова. Москва, 2018.
Смирнов 2015
– Смирнов С. А. "Забота о себе" в отечественных исследованиях: феномен,
концепт, проблема. Аналитический обзор // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 4 (36). С. 39–65.

Смирнов 2016 – Смирнов С. А. Забота о себе: концепт и практика // Человек.RU. 2016. № 11. С. 157–173.
Смирнов 2019 а –
Смирнов С. А. Город-кампус, или Образовательное пространство города. Методологический конструкт // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 44–59.
Смирнов 2019 б –
Смирнов С. А. Человекоразмерность города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 13–32.
Флорида 2014 –
Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / Пер. с англ. Е. Лобковой. Москва, 2014.
Фуко 2007 –
Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де
Франс в 1981–1982 учебном году / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. Санкт-Петербург, 2007.
Эллард 2017 –
Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Пер. с англ. Москва, 2017.

Сергей Алевтинович Смирнов
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия.
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
E-mail: smirnoff1955@yandex.ru

 

CITY-EDUCATOR:
CITY SPACE AS A REPERTOIRE OF ANTHROPOPRACTICES DEVELOPMENT

The study was funded by Russian Science Foundation
(project number 18-78-10001)

The article proposes the idea of forming the city space as educational configurator, in which various cultural institutional forms are combined, such as a temple, museum, university, theater, school, for building various educational paths and routes inside the city space. Thus, the city is considered in the categories of the model city-educator. To substantiate this idea, the author analyzes both the historical tradition of upbringing and education, going back to antiquity and understood both as paideia and the practice of care, and as modern educational situation, showing that schools and universities need institutional transition, since they do not correspond to modern challenges related with the need to provide educational mobility and navigation for modern person. As part of the task the article considers university, which educational space should be built as a universe, creating conditions for the formation of a person, his universal abilities and qualities. From the point of view of the city-educator framework, the author notes the possibility of building educational trajectories linking different cultural and institutional forms in a single urban space – a school, a theater, a temple, a library, a university, and a square. In this regard, the author proposed the idea of educational configurator as a model of turning city educational space into a single cultural whole.

Keywords: city, city space, paideia, self-care, education, educational space, anthropopractices, development.

References
Bezrogov, Pichugina 2014 – Bezrogov V. G., Pichugina V. K. Self-Concern as a Concept of Psychology and Pedagogy: A Review of Modern Russian Research. Psychological and Pedagogical Search. 2014. 3 (31). P. 143–151. In Russian.
Boffo 2015 – Boffo V. Insegnamento come cura di sé. Transl. into Russian by A. V. Golubtsova
. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2015. 4 (99). P. 10–19.
Ellard 2017 – Ellard C. Place of the Heart: The Psychogeography of Everyday Life. Transl. into Russian. Moscow, 2017.
Florida 2014 – Florida R. Who’s Your City? How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. Transl. into Russian by E. Lobkova. Moscow, 2014.
Foucault 2007 – Foucault M. L’Herméneutique du sujet. Cours au Collège de France (1981–1982). Transl. into Russian by A. G. Pogonyailo. St. Petersburg, 2007.
Gordon, Gordon 2008 – Gordon E. E., Gordon E. H. Centuries of Tutoring. History of Alternative Education in America and Western Europe. Transl. into Russian by M. L. Melnikova at al. Izhevsk, 2008.
Hadot 2005 – Hadot P. Exercices spirituals et philosophie antique. Transl. into Russian with the participation of V. A. Vorobiev. Moscow, St. Petersburg, 2005.
Ivanchenko 2009 – Ivanchenko G. V. Care for the Self. History and Modernity. Moscow, 2009. In Russian.
Jäger 1997 – Jäger W. Paideia. Die Formung des griechischen Menchen. Bd. 2. Transl. into Russian by M. N. Botvinnik. Moscow, 1997.
Jaeger 2014 – Jaeger W. Early Christianity and Greek Paideia. Transl. into Russian by O. V. Alieva. Moscow, 2014.
Cambi 2015 – Cambi F. La cura in pedagogia: note critiche. Transl. into Russian by A. D. Kharitonovich, E. A. Morgun.
Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2015. 4 (99). P. 4–9.
Kovaleva 2016 – Kovaleva T. M. Tutoring as an Anthropopractice.
Chelovek.RU. 2016, 11. P. 71–81. In Russian.
Koyava et al. 2018 – Koyava L. V., Novgorodov P. A., Smirnov S. A. Entrepreneurial University. The Concept.
Journal of Modern Competition. 2018. Vol. 12 (4–5). P. 93–105. In Russian.
Pichugina 2014 – Pichugina V. K. Anthropological Discourse of the “Care for the Self” in Ancient Pedagogy. Moscow, 2014. In Russian.
Rowe, Koetter 2018 – Rowe K., Koetter F. Collage City. Transl. into Russian by I. Tretyakov. Moscow, 2018.
Smirnov 2015 – Smirnov S. A. Self-care in Russian Research: Phenomenon, Concept, Problem. An Analytical Review.
Psychological and Pedagogical Search. 2015. 4 (36). P. 39–65. In Russian.
Smirnov 2016 – Smirnov S. A. Care of the Self: Concept and Practice.
Chelovek.RU. 2016, 11. P. 157–173. In Russian.
Smirnov 2019 a – Smirnov S. A. City-Campus, or Educational Space of the City. Methodological Construct.
Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28 (4). P. 44–59. In Russian.
Smirnov 2019 b – Smirnov S. A. Human Dimension of City.
ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics. 2019. 2 (20). P. 13–32. In Russian.
Vysokovsky 2015 – Vysokovsky A. A. Works. Vol. 3: Public. Moscow, 2015. In Russian.

Sergei A. Smirnov
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of Russian Academy of Science, Novosibirsk, Russia.
Doctor of Philosophy, Leading Researcher.
E-mail: smirnoff1955@yandex.ru