Остаться в светлой памяти людской

 

Монастырский некрополь

Неотьемлемой частью любого монастырского комплекса являлся  некрополь. Формирование его в Антониевом монастыре происходило одновременно с основанием обители в XII веке. Изначально он имел монастырский статус. Захоронения производились в соборе Рождества Богородицы и вне его стен. Людей особо послуживших Богу и монастырю хоронили в соборе. Из Новгородской первой летописи известно, что  здесь были погребeны  основатель монастыря Антоний Римлянин (†1147), иконописец Анания (†1521(1581?), архиепископ Варлаам (†1583). О существовании захоронений в соборе писал архимандрит Антониева монастыря, ректор НДС Макарий: «Со времени основания своего Богородице-Рождественская церковь видела в стенах своих многих знаменитых лиц; но летопись не сохранила  нам известия о них. Неизвестно даже о всех тех лицах, кои в продолжении семи с половиной веков погребены были под сводами ея».

За алтарём собора находили упокоение  настоятели в т.ч.: игумены Андрей (†1157), Олекса (†1162),  Моисей (†1187), священнослужители, монашествующие, строители. Захоронение на монастырском кладбище считалось  почётным, поскольку соблюдение  христианского погребального обряда в монастырях было существенно выше, чем  на городских и сельских кладбищах.

Площадь некрополя, изначально располагавшегося за апсидами собора Рождества Богородицы, увеличивалась, и позже в XVII-XIX вв. захоронения стали производить у южного и северного его приделов.

 

     План Антониева монастыря с обозначением некрополя

     с топографической карты Новгорода 1819 года. 

 

На устройство некрополей в России обратил внимание  Петр I, указом которого от 12 апреля 1722 году предписывалось «надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землёю; надписи на камнях делать сверху; которые же камни неудобно так разместить, употреблять их в строение церковное».  В 1723 году следующий указ императора предписывал «мёртвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри городов не погребать, погребать их в монастырях и приходских церквах вне городов». В дальнейшем положения о захоронении умерших людей принимались во время правления императрицы Екатерины II и носили санитарно-эпидемиологический характер. Основные принципы кладбищенского законодательства России излагались в «Уставе Врачебном», который с незначительными изменениями просуществовал до октября 1917 года.

        Некрополь Антониева монастыря. Фото 1911 г. Архив ННРУ. Нег. 1788

 

                                        Некрополь Антониева монастыря. Вид с юго-востока.

                                        С фото нач. ХХ века.

В XVIII-начале ХХ века в  Антониевом монастыре, хоронили людей, сыгравших заметную роль в развитии города, внесших достойный вклад в его благоустройство, развитие здравоохранения,  народного образования, общественного призрения, имена которых достойны уважения и памяти потомков. С полным основанием   к  ним можно отнести городских голов Г.М. Сметанина, И. С. Романцева, гласных Городской думы Д. В. Пирожникова, Г. А. Воронова, педагогов НДС  К.Я. Туберозова, П.Р. Абрамовича, Н.Г. Кудрявцева,  представителей знатных родов  Алсуфьевых, Донауровых, Дириных​, Свиньиных. В некоторых случаях за право быть похороненным на территории монастыря делались богатые вклады деньгами, вотчинами, ценным имуществом.

Изучение истории кладбища, создававшегося на протяжении столетий вокруг собора, долгое время не являлось предметом внимания исследователей.  Историю формирование монастырского погребального комплекса XVIII - нач. ХХ вв. удалось восстановить по архивным документам ОПИ НГОМЗ, ГАНО, справочно-энциклопедической литературе. Эти, документы дополняя друг друга, представляют собой уникальный источник сведений о новгородцах, уроженцах других российских городов и иностранцах, которые были захоронены на монастырском кладбище.

За исключением редких летописных сведений источники о  захоронениях на монастырском кладбище в XII-XVII вв. не выявлены. Прочтённые тексты на сохранившихся надгробиях дополнили данные письменных документов. Последнее датированное захоронение в Антоново относится к осени 1918 года.

С принятием 7 декабря 1918 года Декрета СНК РСФСР    «О кладбищах и похоронах» формируется новое законодательство, когда Православная Церковь уже не могла оказывать влияние на ритуал, культуру погребения и места захоронения, организация похорон передавались в ведение местных Советов, гражданские обряды похорон пришли на смену православным.

Свидетельств о смерти, выдаваемые с 1919 года родственникам для погребения тел на кладбищах Новгорода, не сохранились, поэтому неизвестно было ли востребовано кладбище в Антониевом монастыре до его официального закрытия.

4 марта 1926 года  Малый президиум Новгородского губисполкома принял постановление «О закрытии кладбищ бывших монастырей: Десятинского, Духова, Звериного и Антонова, как находящихся в черте города». В документе  Новгорсовета говорилось о том, что «в целях благоустройства города и санитарной его охраны кладбища в районе бывших городских монастырей:…Антонова, а также при городских приходских церквах объявляются закрытыми», поэтому «Дальнейшее погребение умерших на указанных кладбищах воспрещается». Горкомхозу было предложено «уничтожить все неподдерживаемые могилы и склепы, пришедшие в разрушенное состояние». На практике это означало, что в первую очередь бесхозными и непосещаемыми оказывались самые старые захоронения.

В течение 1928-1929 гг. на заседаниях Бюро коммунальной секции Новгорсовета неоднократно рассматривались вопросы обследования и содержания городских кладбищ. В результате обсуждения Президиум коммунальной секции 22 октября 1928 года постановил: «Захоронения внутри городской черты на бывших монастырских кладбищах, в настоящее время закрытых, ликвидировать полностью, … ликвидировать бесхозяйственные могилы, а также могилы внутри бывших монастырских дворов». 

Постановлением Бюро коммунальной секции от 1 марта 1930 года предписывалось «весь металлический лом передать Рудметаллторгу по существующей расценке; мраморные памятники и плиты, сложив на кладбищах под навесы, приступить к их продаже; предварительно согласовав вопрос о продаже с прокуратурой».

Ни высокие чины, ни принесённая общественная польза умерших, ни историко-культурная ценность надгробий не стали фактором, способным сдержать общественную потребность в чёрном и цветном металле, камне. Безысходным для родственников, пожелавшим перезахоронить умерших на действующие городские кладбища, стал последний пункт этого документа: «Всем гражданам, подавшим заявление о переносе надгробий с закрытых кладбищ на существующие – в просьбе отказать…».

Президиум Новгородского Горсовета принял 28 ноября 1930 года постановление «О порядке погребения умерших» для исполнения санитарной охраны населения города. Важен пункт № 2 данного документа: «Закрытые постановлением Горсовета от 14 июня 1926 года кладбища Десятинское, Духовское, Зверинское, Антониевское и Военное Горкомхозу использовать под общественные надобности – скверы, площадки и сады».  Таким образом, монастырское кладбище в обители святого Антония было обречено на уничтожение.  

Инспектор НДС М. Кедринский, выступая 9 июня 1913 года перед панихидой об упокоении души умершего в 1871 году  и похороненного на кладбище Антониева монастыря  священника, духовного композитора В. Ф. Старорусского и по случаю освящения нового памятника на его могиле, сказал: «Этот вещественный памятник, в сущности дела не нужный усопшему, только тогда получит смысл и оправдание, когда он будет возбуждать в нас сочувственный отклик, сочувственное воспоминание о личности почившего и о его служении Богу и ближним».          

В настоящее время на кладбище Антониева монастыря сохраняется 63 надгробия, погребальные плиты и их фрагменты, на 11 из них  начертано 18 имён.

                     Фрагмент некрополя Антониева монастыря. 2010 г. Фото В.В. Ермошина.

 

 

    

                                                        Памятник А.П. Туберозовой. 1900 г.

                                     Надгробная плита Н. Жеребцовой.1835.

                                Надгробный камень, плита. Принадлежность не установлена.

    

                                        Надгробная плита. Младенец Павел, сын Петра

                                          Соловьева, учителя НДС. 1822-1823

     

                                          Надгробная плита семьи Качевых.  1808-1838

 

 

                                       Захоронения у северного придела собора.

Сохраняя память об известных личностях и обычных новгородцах, мы тем самым сможем преодолеть забвение мемориального места, каковым является некрополь Антониева монастыря.   

Ист.: "Тетрадь для записи погребенных в Антониевом монастыре, а также новых и обновленных церковных строений и предметов 1775-1886 гг." - ОПИ НГМ КП Ф. 34. ед. хр. 3.;     "Метрическая книга данная из Новгородской духовной консистории в Новгородский Антониев монастырь. Часть третья. Об умерших" — ГАНО. Ф. 511. Оп. 1. Д.1; История некрополя 1920-х гг. отражена в документах ГАНО: Ф. Р-248. Оп.1. Д. 87. Л.56; Д.115. Л.2, Л.53-54, Л.111 об.; Д.121. Л.47; Д.147, Л.64; Д.174, Л.113-114; Д.179. Л.25; Д.185, Л.188; Д.232, Л.258; Д.252, Л.39; Д.258, Л.95-96; Д.427, Л.11,12, 33; Д.428, Л.17, 72; Д.477, Л.115; Ф. Р-269. Оп.1. Д. 260. Л.10.

Лит.: Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. - М. - 1860. - Ч. 1. - С. 552, 560, 649.; Пинкусова, Т. В. Плиты-надгробия XVII -начала XVIII вв. в Антоневом монастыре / Ежегодник НГОМЗ 2003. - Великий Новгород, 2004. - С. 88-94; Пинкусова, Т. В. Плиты-надгробия  XVIII-XIX вв. в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря / Ежегодник НГОМЗ 2004. - Великий Новгород, 2005. - С. 59-66.