Остаться в светлой памяти людской

Антониев монастырь

История

Антониев монастырь, мужской, расположен в северной части Великого Новгорода, на правом берегу  Волхова. Основанный  в 1106 году выходцем из Западной Европы, монастырь был назван именем основателя и первого игумена Антониния Римлянина.  Возникновение монастыря, обстоятельства переезда Антония  в Новгород сопровождаются многочисленными легендами.

Первоначально Антоний устроил  деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, небольшую келью и обнёс их оградой.  В обитель стали стекаться благочестивые христиане, искавшие подвижнической, строгой, монашеской жизни.

Многовековая история монастыря насыщена различными событиями, когда периоды расцвета сменялись годами испытаний и бед, пожарами, эпидемиям, разгромами. В 1386 году монастырь был сожжён при подходе к Новгороду войск Дмитрия Донского. Постройки его горели также в пожарах в 1378, 1396, 1467 гг. В  1570 монастырь был разорён опричниками Ивана Грозного, в 1611 – шведами.

«Но при всех этих бедствиях, монастырь Антониев с собором оставался в целости и был, покровительствуем после кончины преподобного  Антония великими князьями, боярами, царями… чтущими память основателя монастыря».  

Монастырь относился к числу наиболее влиятельных и богатых в Новгороде. По количеству земельных владений в начале XV века он занимал четвёртое место после Юрьева, Хутынского и Аркажского монастырей. По мнению В. Л. Янина, монастырь в этот период выступал юридическим представителем Плотницкого конца. Земельные вотчины Антониева монастыря располагались главным образом в Водской и Шелонской пятинах.

После присоединения Новгорода к Москве  в 1478 году у монастыря было конфисковано почти половина земель.

При игумене Кирилле Завидове в 1597 году произошло торжественное обретение мощей преподобного Антония. Культ его приобрёл общерусское значение. В начале XVII века Василий Шуйский освободил монастырь  от всех государевых податей. Благоприятным периодом в истории монастыря была вторая половина XVII века, когда особенное расположение к нему проявили митрополиты Макарий и Питирим, следствием чего стала активная строительная деятельность в обители. В 1651 году в монастыре была учреждена архимандрития. При митрополите Иове с 1708 года Антониев монастырь стал кафедральным, до 1723 года здесь размещалась  резиденция новгородских викариев.

План Антониева монастыря. 1830г. Сост. И.Ф. Евнеич.

«При оном монастыре имеется сад большой, расположенный линиями над рекой Волховом при архимандрите Андроннике, который служит учительской братии и ученикам увеселением, ибо подобного места в Новгороде не имеется.»(О составлении исторических очерков о монастырях Новгородской епархии. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1654. Л. 27 об.)

 По инициативе архиепископа Амвросия Юшкевича в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена духовная семинария. При семинарии постепенно сформировалась фундаментальная библиотека, в основе которой лежало уникальное собрание книг новгородского архиепископа Феофана Прокоповича. В Новгородской духовной семинарии преподавали выдающиеся деятели, в числе которых новгородский викарий Евгений (Болховитинов) – учёный, историк, друг поэта Г. Р. Державина,  архимандрит Антониева монастыря Макарий (Миролюбов) – знаток церковных древностей, автор ряда исторических исследований по истории новгородских храмов, монастырей. Выпускниками семинарии были Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельев), канонизированный русской православной церковью в 1861 году,  известный этнограф, исследователь древнерусских текстов  Е. В. Барсов, философ, ректор Санкт-Петербургского университета М. И. Владиславлев, филолог, публицист, ректор Санкт-Петербургского университета  П. В. Никитин и многие другие.

Преподаватели, служащие и воспитанники духовной семинарии, братия Антониева монастыря  с началом Отечественной войны 1812 года внесли пожертвования на создание Новгородского ополчения.

История монастыря в XIX веке связана с развитием Новгородской духовной семинарией.

          Памятная открытка. Из коллекции Ю.А. Маркитанова

В 1918 году семинария была ликвидирована, в её помещениях в 1919 открыт Новгородский институт народного образования, который преобразовывали в педагогический техникум, педагогический, учительский институты.

Антониев монастырь был упразднён в 1920 году. На его территории разместили коммуну из бывших беспризорников. Это было время разграбления и уничтожения монастырских реликвий,  исчезали надгробия монастырского кладбища, вскрывались могилы. Колокольня и ограда были разобраны, но в целом монастырский ансамбль  сохранился

В 1925 году книги библиотеки духовной семинарии, фонд которой насчитывал 30 тысяч экземпляров, были распределены в губернский музей и губернскую библиотеку. Собрание книг Феофана Прокоповича, как наиболее ценная часть фонда,  передано в Государственную публичную библиотеку в Петроград.

Собор Рождества Богородицы и церковь Сретения до 1932 года оставались действующими приходскими храмами.

Архитектура

Ансамбль Антониева монастыря формировался постепенно на протяжении столетий.

В 1117-1122 гг. в монастыре  был сооружён каменный собор Рождества Богородицы,  интерьер которого в  1125 году  украшен фресковой росписью. В 1127 году в монастыре возведена ещё одна каменная постройка – трапезная палата, не сохранившаяся до настоящего времени.

     Собор Рождества Богородицы.

     Первый этап строительства 1117-1119гг.

     Реконструкция Г.М. Штендера.

В 1365 году по велению архиепископа Алексея  построена каменная церковь Сретения над западными монастырскими вратами, сгоревшая в 1396 году. В XVI веке на её месте была возведена церковь Иоанна Лествичника, разобранная в начале XIX века.

С введением общежитийного устава в монастыре в 1533-1537 гг. построена каменная  церковь Сретения с трапезной палатой.

К XVI веку относится строительство к югу от Рождественского собора столпообразной колокольни с церковью Антония Великого,  разобранная после обрушения верхнего яруса звона в 1804 году.

Во второй половине  XVII  века облик монастыря претерпел значительные изменения. В 1671 году к южному фасаду Рождества Богородицы был пристроен придел Антония Римлянина, в 1680 году к северному  - придел Иоанна Богослова, в начале XVIII века – придел Грузинской Божьей Матери.

В конце XVII века была возведена каменная больница с церковью Александра Невского, начато строительство казначейских келий, к западу от собора сооружена надвратная церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи. Архитектурный ансамбль Антониева монастыря формировали храмы, деревянные жилые и хозяйственные постройки, а также сады и огороды. Обитель была обнесена каменной стеной.

В XVIII в. регулярный принцип градостроительства затронул и монастырский комплекс. Стремлением к геометрической правильности очертаний построек Антониева монастыря была подчинена строительная деятельность на его территории. Жилые кельи, хозяйственные службы «вытянулись по периметру монастырской ограды, оставляли открытыми пространство вокруг Рождественского собора и Антониевского столпа, подчеркивая их смысловое и композиционное единство». В 1715-1722 гг. застраивалась южная линия корпусов (кельи, квасоварня, баня и т.д.) с оградой. В 1718 году между трапезной палатой  с церковью Сретения и казначейскими кельями была построена келарская палата.

Учреждение в 1740 году  на территории монастыря духовной семинарии изменило характер формирования его ансамбля. Новое строительство в дальнейшем подчинялось потребностям  учебного заведения. К северу, востоку и западу от собора одно за другим появились  новые здания: два двухэтажных каменных корпуса для учебных классов и проживания педагогов, деревянные избы для семинаристов. Во второй половине XVIII века к востоку от Рождественского собора было возведено здание семинарской библиотеки, являющее собой редкий для Новгорода пример архитектуры барокко.

В начале  XIX века губернский архитектор В.С. Поливанов пристроил к казначейским кельям настоятельский корпус, решённый в традициях раннего классицизма. В том же стиле в нач. XIX века были сооружены южные врата, к настоящему времени утратившие трёхярусную колокольню. В 1890 году по проекту губернского архитектора А.И. Борщова в стиле эклектики возведён новый семинарский корпус.

Значительные разрушения ансамбль Антониева монастыря получил  в годы Великой Отечественной войны.

В первые послевоенные годы из аварийного состояния был выведен собор Рождества Богородицы. В 1960-е годы восстановлены западные корпуса (проект  Т. В. Гладенко), отреставрировано здание библиотеки (проект Н. Н. Кузьминой).

В 1982 году началась планомерная научная  работа по изучению собора Рождества Богородицы, в которой принимали участие ведущие архитекторы-реставраторы Новгорода, Москвы и Ленинграда.  Исследование и реставрация памятника завершились в начале 1990-х годов.

В 1992 году по решению ЮНЕСКО ансамбль Антониева монастыря внесён в список объектов  Всемирного культурного наследия.

         Панорама Антониева монастыря. 1990-ые гг.

Сохранившаяся до настоящего времени заповедная зона монастыря  представляет собой уникальное явление в русской архитектуре. Его комплекс включает, помимо Рождественского собора с поздними пристройками, церковь Сретения с трапезной (XVI в.),  настоятельский и казначейский корпуса (XVII - XIX вв.), здание семинарской библиотеки, больницы, фрагменты каменных стен, учебный корпус бывшей духовной семинарии, в котором  размещаются факультеты гуманитарного института НовГУ.

Ист.: ГАНО. Ф. 418. Оп. 1. Д. 6. Л. 13

Лит.:Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. - М., 1860. - С. 460; В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: «Северный паломник», 2002; Л.А. Секретарь. Судьба двух новгородских монастырей – Антониева и Юрьева – в 1920-1930-е годы// Чело. 2000. № 3. С. 34-35.;Л.А. Секретарь. Монастыри сохранившиеся. Антониев (Рождественский  Антониев) // Великий Новгород, энциклопед. словарь., СПб., 2009 г. С.299-300