Контакты Contacts

Почтовый адрес:  Россия, 173003, г. Великий Новгород,  ул. Б. С.-Петербургская, 41, ауд. 1308, Центр развития публикационной активности.  

Тел.: 8 (8162) 33 88 30 доб. 2294;

Факс: (8162) 97 45 26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Velikiy Novgorod, Yaroslav the Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., 1308. Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30 ext. 2294

Fax (8162) 97 45 26



Поиск статей по:

Павловский А.Ф. (Pavlovskiy A.F.)

БЛОКАДА И КОМПЬЮТЕР: «ЦИФРОВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» В ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В 1980-Е ГГ.?

Аннотация. В статье ставится проблема «цифрового воображения» в культурной памяти о войне и блокаде Ленинграда в 1980-е гг. На примере неснятого сценария документального фильма «Блокада и компьютер» (1983) Л. Маграчева и Э. Талунтиса –  пожалуй, самого раннего примера цифровой памяти о блокаде – автор показывает, каким образом дискурс о героизме и страдании блокадников, фальсификации истории и «рациональном враге» преломлялся в фантастической гипотезе сценаристов о суперкомпьютере, при помощи которого «империалистические стратеги» Запада стремятся закодировать «ленинградские высоты человеческого духа» для того, чтобы научно понять и победить советского человека. Автор приходит к выводу о парадоксе «цифрового воображения» памяти о войне, в рамках которого «умная машина», выступающая как аналитическое орудие врага, является при этом эффективным инструментом подтверждения «исторической правды» о блокаде и анализа её «абсолютного архива». Вместе с тем, автор ставит гипотезу о том, что при всей необычности такого «воображаемого фильма», его нельзя считать аномалией, и в начале 1980-х гг. «цифровое воображение» проникает даже во властный дискурс памяти о войне.

Ключевые слова: memory studies, культурная память, память о войне, блокада Ленинграда, цифровая память, советское кино

BLOCKADE AND COMPUTER: “DIGITAL IMAGINATION” IN THE MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE 1980S?

Abstract. The article raises the problem of “digital imagination” in the cultural memory of the Great Patriotic War and the blockade of Leningrad in the 1980s. Using the example of the unfilmed screenplay of the documentary film Blockade and Computer (1983) by L. Magrachev and E. Taluntis (perhaps the earliest example of digital memory of the Siege) the author shows how the traditional discourse about the heroism and suffering of siege survivors, the “Western falsification of history” and the “rational enemy” is refracted into the screenwriters’ fantastic hypothesis of a supercomputer with which “imperialist strategists” seek to code the “Leningrad heights of the human spirit” to scientifically understand and defeat the Soviet man. The author concludes about the paradox of the “digital imagination” of the memory of the war, in which a “smart machine” acting as an analytical tool of the enemy is at the same time an effective tool to confirm the “historical truth” about the Siege of Leningrad and to analyze its “absolute archive”. At the same time, the author argues that, for all the strangeness of such an “imaginary film”, it cannot be considered an anomaly, and in the early 1980s “digital imagination” penetrated even the Party discourse of memory about the war.

Keywords: memory studies, cultural memory, memory of the war, siege of Leningrad, digital memory, Soviet cinema

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.6(51).646-651

 Article.PDF

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии