Социология - сродни медицине |
Подготовила Анна Михайлова
|
Диплом лауреата премии имени академика И.Г. Петровского за 2011 год за многолетнюю плодотворную научную деятельность по подготовке специалистов в области социологии вручен профессору А.М. Осипову. |
Вручил его новгородцу декан социологического факультета МГУ, президент Российской социологической ассоциации В.И. Добреньков в дни проведения VII Международной научной конференции "Сорокинские чтения в МГУ им. Ломоносова" по теме "Глобальная социальная турбулентность и Россия". Профессор кафедры социологии и билингвального образования НовГУ, доктор социологических наук А.М. Осипов, который много лет работает в НовГУ и развивает социологию в Новгороде, выступил здесь с пленарным докладом "Российская система образования в зоне турбулентного развития: состояние и пути выхода". В работе конференции участвовали коллеги профессора по кафедре кандидат социологических наук О.Е. Артамонова и социолог Ю.В. Башкирова. Сегодня А.М. Осипов дал интервью нашей газете. - Александр Михайлович, чем занимаются социологи? Социология - сродни медицине. Но если медицина изучает строение и функционирование организма, то социология - строение и функционирование общества. Она как бы говорит: что у тебя, Общество, болит, чем спровоцирован источник боли, что можно сделать для уменьшения страдания и повышения подвижности? Но мы ведь, зачастую, не идем к врачам: я и сам знаю, где болит, да и не хочется расстраиваться! Можно поступить проще: купить таблетку от боли, принять на всякий случай еще один закон... А помогут ли эти таблетки и законы - никто наверняка не скажет. По большому счёту, не может и не должно быть ни одного крупного общественно значимого решения без социально-научной экспертизы. Подавляющее большинство людей не выделяют "социальное" как одну из специфических и значимых сфер личной и общественной жизни. Нам привычнее выделять и отслеживать наше "физическое", "психическое" и "экономическое". А вот "социальное" - почти не улавливаем. Хотя объективно оно так же существует, как и выделенные сферы, и заслуживает внимания как отдельного человека, так и системы управления. Социология как наука занимается не только опросами населения, но и очень серьёзными вещами, например, изучает системы неравенства, социальные организации и институты, их функции. - Насколько востребованы специалисты-социологи в России, Новгороде? - Специалисты-социологи в стране - мало, а в Новгороде почти не востребованы. Кафедра социологии НовГУ считается сильнейшей в стране в проблематике социологии образования. У нас готовят педагогов и менеджеров образования. К сожалению, студентам не предлагают социологию образования, а ведь только она отвечает на вопросы о том, как возникают системы образования, кто в обществе выдвигает задачи перед системой образования, какие функции образование выполняет в обществе и, следовательно, за что образование может отвечать, а за что - не может и не должно. Студенты должны знать, кто и как определяет набор изучаемых предметов и их содержание, насколько они нужны нам, каков характер социальных отношений в образовании и многое другое. - В каких отраслях люди с социологическим образованием могут найти работу? - За двадцать лет наша лаборатория социологии выучила уже с десяток человек, мало кто удержался в вузе, но все стали успешными специалистами и руководителями, а один - возглавляет сегодня десятитысячный коллектив в столице страны. Социологи нарасхват в бизнесе в крупных городах страны, трудятся в СМИ, маркетинге, кадровом менеджменте, рекламе, в public relations. Получают прилично, считаются незаменимым профилем в комплексном управлении человеческими системами. Скажем, в ректорате НовГУ ценность социологии под сомнение не ставится. Факультеты Института экономики и управления не только сохранили курс общей социологии, но и ввели курс прикладной социологии, на котором студенты получают представление о социальной информации и правилах ее сбора и обработки, об обеспечении ее надежности, о применении в управлении. Да, это кому-то из студентов не очень привычно, заставляет их мыслить не только категориями рентабельности, но и взвешивать социальные стороны жизни, которые, в конечном счете, важнее экономических! - Не могли бы Вы коротко рассказать о своей научной работе в социологии? - Мне грех жаловаться на профессиональную судьбу. Окончил новгородскую школу N№ 1, потом НГПИ с дипломом историка. Мне везло на учителей и коллег в школе и институте, многое удавалось. Были и, надеюсь, будут интересные находки в науке. Больше двух лет отработал за границей и побывал в двадцати странах, получал не раз зарубежные гранты. Награжден во Всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов (2009 г.) и несколькими международными программами, в МГУ - Почетным Знаком за вклад в развитие социологического образования и Премией им. академика И.Г. Петровского. Моя специализация в социологии с 1990-х годов лежит в проблематике образования, а с начала века, кроме этого, в проблематике общественного здоровья. Всего за 30 лет выпущено больше десятка книг, в том числе учебники, монографии, международные научные сборники, одна монография - на английском языке с грифом ЮНЕСКО. В социологии образования мой, возможно, главный замысел - придти к социально-научному обоснованию наиболее рациональной организации системы образования, адекватной функциям образования как социального института. В текущих планах - выполнение в рамках Федеральной программы "Кадры" исследования социальной адаптации молодых ученых, а также выпуск первого международного сборника по социологии образования с участием ведущих ученых из 16 стран - всех континентов. В этом году осенью мы вернемся к переизданию нашего, признанного лучшим в стране учебного пособия по социологии образования. |