Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Социология - сродни медицине

Подготовила Анна Михайлова

Диплом лауреата премии имени академика И.Г. Петровского за 2011 год за многолетнюю плодотворную научную деятельность по подготовке специалистов в области социологии вручен профессору А.М. Осипову.


Вручил его новгородцу декан социологического факультета МГУ, президент Российской социологической ассоциации В.И. Добреньков в дни проведения VII Международной научной конференции "Сорокинские чтения в МГУ им. Ломоносова" по теме "Глобальная социальная турбулентность и Россия".

Профессор кафедры социологии и билингвального образования НовГУ, доктор социологических наук А.М. Осипов, который много лет работает в НовГУ и развивает социологию в Новгороде, выступил здесь с пленарным докладом "Российская система образования в зоне турбулентного развития: состояние и пути выхода". В работе конференции участвовали коллеги профессора по кафедре кандидат социологических наук О.Е. Артамонова и социолог Ю.В. Башкирова.

Сегодня А.М. Осипов дал интервью нашей газете.

- Александр Михайлович, чем занимаются социологи?

Социология - сродни медицине. Но если медицина изучает строение и функционирование организма, то социология - строение и функционирование общества. Она как бы говорит: что у тебя, Общество, болит, чем спровоцирован источник боли, что можно сделать для уменьшения страдания и повышения подвижности?

Но мы ведь, зачастую, не идем к врачам: я и сам знаю, где болит, да и не хочется расстраиваться! Можно поступить проще: купить таблетку от боли, принять на всякий случай еще один закон... А помогут ли эти таблетки и законы - никто наверняка не скажет.

По большому счёту, не может и не должно быть ни одного крупного общественно значимого решения без социально-научной экспертизы.

Подавляющее большинство людей не выделяют "социальное" как одну из специфических и значимых сфер личной и общественной жизни. Нам привычнее выделять и отслеживать наше "физическое", "психическое" и "экономическое". А вот "социальное" - почти не улавливаем. Хотя объективно оно так же существует, как и выделенные сферы, и заслуживает внимания как отдельного человека, так и системы управления.

Социология как наука занимается не только опросами населения, но и очень серьёзными вещами, например, изучает системы неравенства, социальные организации и институты, их функции.

- Насколько востребованы специалисты-социологи в России, Новгороде?

- Специалисты-социологи в стране - мало, а в Новгороде почти не востребованы. Кафедра социологии НовГУ считается сильнейшей в стране в проблематике социологии образования. У нас готовят педагогов и менеджеров образования. К сожалению, студентам не предлагают социологию образования, а ведь только она отвечает на вопросы о том, как возникают системы образования, кто в обществе выдвигает задачи перед системой образования, какие функции образование выполняет в обществе и, следовательно, за что образование может отвечать, а за что - не может и не должно. Студенты должны знать, кто и как определяет набор изучаемых предметов и их содержание, насколько они нужны нам, каков характер социальных отношений в образовании и многое другое.

- В каких отраслях люди с социологическим образованием могут найти работу?

- За двадцать лет наша лаборатория социологии выучила уже с десяток человек, мало кто удержался в вузе, но все стали успешными специалистами и руководителями, а один - возглавляет сегодня десятитысячный коллектив в столице страны. Социологи нарасхват в бизнесе в крупных городах страны, трудятся в СМИ, маркетинге, кадровом менеджменте, рекламе, в public relations. Получают прилично, считаются незаменимым профилем в комплексном управлении человеческими системами.

Скажем, в ректорате НовГУ ценность социологии под сомнение не ставится.

Факультеты Института экономики и управления не только сохранили курс общей социологии, но и ввели курс прикладной социологии, на котором студенты получают представление о социальной информации и правилах ее сбора и обработки, об обеспечении ее надежности, о применении в управлении.

Да, это кому-то из студентов не очень привычно, заставляет их мыслить не только категориями рентабельности, но и взвешивать социальные стороны жизни, которые, в конечном счете, важнее экономических!

- Не могли бы Вы коротко рассказать о своей научной работе в социологии?

- Мне грех жаловаться на профессиональную судьбу. Окончил новгородскую школу N№ 1, потом НГПИ с дипломом историка. Мне везло на учителей и коллег в школе и институте, многое удавалось. Были и, надеюсь, будут интересные находки в науке. Больше двух лет отработал за границей и побывал в двадцати странах, получал не раз зарубежные гранты. Награжден во Всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов (2009 г.) и несколькими международными программами, в МГУ - Почетным Знаком за вклад в развитие социологического образования и Премией им. академика И.Г. Петровского. Моя специализация в социологии с 1990-х годов лежит в проблематике образования, а с начала века, кроме этого, в проблематике общественного здоровья.

Всего за 30 лет выпущено больше десятка книг, в том числе учебники, монографии, международные научные сборники, одна монография - на английском языке с грифом ЮНЕСКО.

В социологии образования мой, возможно, главный замысел - придти к социально-научному обоснованию наиболее рациональной организации системы образования, адекватной функциям образования как социального института.

В текущих планах - выполнение в рамках Федеральной программы "Кадры" исследования социальной адаптации молодых ученых, а также выпуск первого международного сборника по социологии образования с участием ведущих ученых из 16 стран - всех континентов.

В этом году осенью мы вернемся к переизданию нашего, признанного лучшим в стране учебного пособия по социологии образования.