Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Педагогическая поэма

С.М. Ёлкин доцент ИНПО, куратор делегации

Педагогика - самая главная наука! Пусть на меня не обижаются математики, физики, химики, историки, искусствоведы и т.д., но профессия педагога Божественна по своей сути.


Был бы человек Человеком, если бы не было учения и воспитания? Ни один самый гениальный учёный, писатель, художник или композитор не стал бы таковым, если бы в его жизни не было Учителя!

Разделяет ли наше общество, где практически всё измеряется в денежном эквиваленте, мою точку зрения? За всех ответить невозможно, а вот за участников Всероссийской педагогической олимпиады попробую.

15-16 октября пять наших студентов побывали в Петербурге на Олимпиаде по педагогике, проводимой в Педагогическом университете им. А.И. Герцена. Четыре замечательные девчонки с психолого-педагогического факультета - Кристина Трифонова, Анна Кукушкина, Алёна Николаева и Дарья Василенко - и один юноша, точнее, Князь Великого Новограда (но об этом позже), представляли ИНПО.

Наша команда называлась "Исторический момент", основных было три: 1030-й год - первая новгородская школа, 1993-й - создание университета в Великом Новгороде, 2009-й год - новгородская команда в Санкт-Петербурге.

Первый, заочный, тур Педагогической олимпиады состоялся в мае и предполагал решение педагогической ситуации и разработку конспекта урока с Президентом. Девчонок на ППФ хоть отбавляй, а вот с парнями туговато. Где взять? А на дружественном нам факультете среди физкультурников (ФПОИТ)!

Кто сказал, что интеллект с силой не дружит? Eще как дружит! ФПОИТ представлял Виталий Демидов, победитель конкурса Педагогического мастерства-2009. "И свет решил, что он умен и очень мил!". Ожидания оправдались. В первом конкурсе-представлении команды, который назывался "Молодежь - визитная карточка нашего университета", Виталий появился в роскошном одеянии Великого князя Ярослава Мудрого:

- В Новограде мною школа первая открыта была, откуда есть пошло образование на Руси. Давеча решил посмотреть, как дело мое спорится, как учение по Руси множится.

И стал вопрошать люд честный об учении. Эффект был потрясающий! Как статен и красив княже! Ещё до его выхода на сцену многие, проходившие мимо, испытывали желание поклониться ему. И говорили: "Так и хотелось для князя что-то доброе сделать: чайку предложить, стульчик подать. Или хотя бы рядом постоять". Визитная карточка Новгородского университета была признана жюри одной из самых лучших.

Интересным и эмоциональным был творческий конкурс "Молодежь в искусстве". Наши пели, рассказывали стихи, показали презентации "О святом и скверном" (Д.Василенко), "Борьба поколений в художественном творчестве" (А.Николаева), "Мы из будущего" (В.Демидов), "Сказка о потерянном времени" (К.Трифонова), "Девушка, которая хотела счастья" (А.Кукушкина).

Более сложными в теоретическом плане были конкурсы "Педагогическая игра", "Привлечение молодежи в педагогическую профессию", "Рецензия на статью". Наши держались достойно, максимально демонстрируя педагогическую эрудицию и аналитические способности. Результат получился тоже достойным: Диплом III степени в номинации "Командное первенство", а в номинации "Индивидуальное первенство" Диплом I степени - у Анны Кукушкиной.

Настоящим сюрпризом стал бал XIX века в Елагином дворце: обстановка, наряды, танцы выдержаны в стиле позапрошлого века. И здесь наши красавицы блистали!

Самое ли главное, что мы победили? Наверное, нет. Хотя в педагогике без оценки не обойтись. Но главное - у ребят горят глаза, есть любовь к педагогической профессии и отзывчивые сердца, юмор и тепло общения.

Для меня большое счастье - общаться с ними. Работая вместе над научными статьями, обсуждая проблемы на педагогическом кружке, проводя праздники, хочется постоянно говорить: "Не печально я смотрю на молодое поколение, а с радостью!".

Кто знает, как сложатся их судьбы? Будут ли они учителями или специалистами в области, далёкой от образования, очевидно, что прекрасными педагогами они смогут стать. И, конечно, порядочными людьми. А это важно везде и всюду.

Считают ли они, что педагогика - самая главная наука на свете? Я думаю, да.

"Победы свои мы ковали не зря и вынашивали:", - пел Булат Окуджава. А что стоит за победой? Огромный труд, талант, только потом - признание.

Был ли сложным путь Анны Кукушкиной к победе? С одной стороны, "Да!": на Педагогической олимпиаде в этой номинации боролись около 50 участников педагогических вузов и колледжей, умных, талантливых, креативных. С другой стороны, Анна не новичок: конкурс педмастерства в 2008 году, вузовская педагогическая олимпиада, публикация научных статей, участие в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации. Список можно продолжить.

Аналитическим способностям Анны могут позавидовать и аспиранты. Она автор четырех научных статей. Самостоятельно, глубоко и осмысленно выбирает тему исследования, что говорит о самом человеке. Две её статьи посвящены проблеме прощения в русской педагогике и проблеме почитания старших. Главная заслуга Анны в том, что она пробует не только научно осмыслить эти проблемы, но как истинный ученый старается сделать заложенные в них идеи своими принципами. Как щедро Создатель постарался для Анны: хорошо поет, пишет стихи. Вот строки из её стихотворения о маме:

Сколько не сказано,

Господи, сколько не сказано!...

(Время застыло, не смея по кругу идти:)

Глупо лукавить, бросаться высокими фразами.

С губ лишь сорвется безгласно: родная, прости:

Как ты лечила нас - сказками, феями, принцами,

Всё забывая - мечты и заботы свои.

Это, наверно, зовется любовью без принципов?

Или: вселенский, единственный принцип любви.

Повезет тем, кто будет учиться у Анны Геннадьевны.

Где же кроется секрет победы Анны: Может, в её сомнениях (это качество для настоящего ученого - важнейшее: кто почитает себя меньшим, тот будет большим великим), может в её имени - Анна в переводе означает "благодать".

Имя ли красит человека, человек ли имя? Я думаю, здесь все гармонично. Таким должен быть настоящий педагог!