Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

А была ли дискуссия?

Мария Клапатнюк

"Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности", - сказал как-то наш великий предок Александр Сергеевич Пушкин. И, конечно, ничуть не ошибся.


Фраза не потерялась. Более того, стала знаменитой и до сих пор служит верной службой очередному поколению людей, нашему поколению.

Особенно кстати она пришлась на дискуссии "Роль регионов в развитии отечественной культуры и образования", прошедшей на прошлой неделе в одной из аудиторий политеха. Она состоялась в рамках молодёжной гуманитарной акции "Мы в ответе за будущее", организованной Центром Национальной Славы России.

Дискуссия преследовала сразу несколько целей: это обращение к богатой истории, сохранение и развитие самосознания, привитие любви к своей родной и единственной земле, какой бы сложной или "непопулярной" она ни была, попытка осмыслить в положительном плане само понятие "провинция". Ведь именно периферия, ее образ жизни в основе менталитета россиян. Именно периферия выполняет охранительную, в лучшем смысле этого слова, функцию.

"В то время как провинция считает, что судьбы государства вершатся в столице, столица считает, что Россия спасётся провинцией. Из этого ясно видно, что усилия должны быть совокупными", - отметил С.Ю. Фабричный.

В общем, какой ещё эффект, кроме как ни безоговорочная польза мог бы получиться от размышлений на подобные темы!? Конечно, никакой другой: Но то ли студенты оказались слишком пассивными, то ли организаторы в чём-то просчитались, а может быть, дело и в том, и в другом, и ещё в чём-то, но эффект получился именно никаким. Не было эффекта:

И это тем более непонятно, и даже обидно: идея дискуссии действительно неплоха, и темы поднимались действительно интересные.

По-моему, в аудитории никто не остался равнодушным к докладу К.Г. Самойлова "Военная археология": патриотическое воспитание и сохранение культурного наследия". Тема - одна из часто звучащих, особенно в преддверии праздника Победы, была показана таким образом, что невольно заставила задуматься о правильности действий некоторых поисковиков.

Говорили о культуре Новгородчины в контексте русского менталитета. Всерьёз звучали доклады о питании, "играх и забавах" в контексте сохранения традиций народной культуры. Не была обойдена важная и масштабная тема религии. Свое видение православного воспитания, привития любви к религии через музыку Д.Б. Кабалевского осветил А.В. Кауров, студент кафедры музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин НовГУ. В стороне не остались СМИ и проблемы глобализации мира.

Выступали философы и лингвисты, психологи и технологи, студенты и аспиранты, доценты и кандидаты. Говорили о своём, и нам из "зрительного зала" верилось, что каждый искренен и делится наболевшим.

Но, может, в том-то и кроется проблема, что каждый хотел говорить и говорил именно о "своём"! "Прикладывая" свою близкую тему к теме дискуссии - когда более, а когда менее удачно. От этого "дискуссия" стала похожа на пёстрое озвучивание докладов.

И самое главное:

Думаю, не стоит давать определение слова "дискуссия". Но даже если воспроизвести значение термина дословно не смогу, все мы прекрасно поймём, что дискуссия - это прежде всего диалог! А вот чего-чего, а диалога так и не получилось. Причём не получилось как-то очень логично.

Потому что, просидев на своих местах с 11 до 15 часов, заметно поредевшая аудитория уже мало чего хотела. Вернее, желания были, но они точно не вязались с термином "дискуссия". Кроме того, получив множество совершенно различной информации, III поточная уже с трудом представляла, о чём же именно "нужно" дискутировать?

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что доклад К.В. Афанасьева "Реализация Всероссийского молодёжного образовательного проекта "Кадры для модернизации страны" всё-таки вызвал несколько вопросов из зала. Но и им перерасти в дискуссию было не суждено. Слишком уж часто они задавались до этого - и слишком подробно разъяснялись.

В общем-то, стоит признать, что никто из-за отсутствия дискуссии не расстроился, зал очистился довольно скоро, и ничего плохого не произошло, скорее, даже наоборот - произошло нечто хорошее, умное, полезное, что ли:

Но вот полезное ли? Не такой уж и простой вопрос:

Как совершенно справедливо заметил директор ИТУМ А.П. Донченко: "Мы научились красиво говорить, осталось научиться красиво действовать:".

В целом - верно. А вот логично ли? После четырёх часов докладов, которые и были запланированы как сплошной разговор. Непонятно:

Открыл форум директор ИГУМ А.П. Донченко. Затем состоялся просмотр фильма "Господин Великий Новгород". Вице-президент Центра Национальной Славы, председатель экспертного совета программы "Историческая память поколений" З.Г. Медоева заявила о пробуждении исторической памяти в нашей стране, осознании национальной идеи, формировании патриотических взглядов и убеждений у молодого поколения. С.Ю. Фабричный, заместитель председателя Новгородской областной думы, лидер Новгородского регионального отделения "Единой России" рассказал о молодежной политике Новгородской области. А.Корольков, доктор философских наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой философской и психологической антропологии РГПУ им. А.И. Герцена предложил посмотреть фильм о реализации Благотворительной программы Центра Национальной Славы по увековечению памяти выдающегося российского государственного деятеля, военачальника и дипломата, первого кавалера Ордена Андрея Первозванного, сподвижника Петра I графа Ф.А. Головина.