Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Ксенофобия и толерантность в современной России

Виктория Воева, ФФ, кафедра журналистики, гр. 6421. Ирина Григорьева, ФФ, каф. журналистики, гр. 6421

В НовГУ учатся множество студентов из нашей многонациональной России и других стран мира.


Невозможно назвать все национальности - русские, украинцы, татары, латыши, карелы, казахи, корейцы и все-все! И все дружно овладевают знаниями. Как и 170 студентов из Африки, Азии и Америки, которые учатся на разных факультетах, плюс 60 человек на подготовительном. Хорошо, что в нашем городе все ребята живут спокойно. Надеемся, так будет и дальше.

* * *

Международный день толерантности был учрежден ЮНЕСКО в ноябре 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации.

Предложение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, государства - члены ООН получили от Генеральной Ассамблеи в 1996 году.

В этот день во многих странах мира, и Россия здесь не исключение, проходят соответствующие мероприятия, ориентированные как на молодежь, так и на широкую общественность. В Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, заявляются, в частности, следующие принципы:

- Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

- Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

- Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии и правопорядка.

- Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

* * *

...Переполненный автобус. Компания молодых людей едет на тренировку.

Рядом стоит студент другой национальности, парни начинают вести себя оскорбительно по отношению к нему. Остальные пассажиры молча наблюдают за поведением ребят, тем самым поддерживая их. Далее студент быстро пробирается сквозь толпу и выходит из автобуса, явно не на своей остановке. Какое у него осталось впечатление от утренней поездки, остается только догадываться. Пассивное поведение пассажиров в автобусе - признак ксенофобии общества, а поведение парней демонстрирует отсутствие толерантности. Представьте себя на месте человека, которому стало неловко из-за того, что он такой, какой есть?

Что бы вы подумали о стране и ее жителях? Случись с вами такой инцидент, хороших впечатлений не возникло бы вовсе. Понимаем ли мы, что своим озлобленным отношением к человеку другой нации, другой религии мы провоцируем его на ответную агрессию? Увы: понимают это далеко не все.

* * *

Однажды мне пришлось присутствовать на судебном заседании. Обвиняемым был совсем молодой парнишка, мой ровесник Саша Р.

За столом сидела судья, женщина средних лет в чёрной мантии, справа от неё - подсудимый со своим адвокатом. И вот зачитано обвинение: "От лица государства я обвиняю Р. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282, то есть в действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, происхождения, совершённые публично".

В ходе судебного заседания выяснилось, что Саша "выполнил маркером чёрного и синего цветов, а также карандашом чёрного цвета на побелённой части стены подъезда надписи националистического характера", среди которых: "Россия для русских", "Выкинь мусор - сделай свою страну чище", "Чемодан-Вокзал-Кавказ" и другие.

Звучит жутко:

Я посмотрела на Сашу. Он сидел, потупив глаза. Видно, понял, чем ему грозят его незрелые и необдуманные политические взгляды (похоже, что их он подхватил где-то в подворотне). Я не могла понять, откуда в нём, в обычном парнишке, столько ненависти к лицам иной, не русской национальности?

Когда судья задала этот вопрос, Саша ответил, что несколько лет назад мужчина кавказской внешности ограбил их квартиру на глазах его матери. Затем Саша по телевидению услышал про скинхедов и решил им подражать, причислив себя к "бритоголовым", которые придерживаются идеи, что Россия исключительно для русских.

Ненависть парня к человеку, что ограбил его квартиру, понятна. Но ненависть к любому, не похожему на русского, - это, мне кажется, и есть проявление шовинизма:

Пока Саша ограничился надписями на стенах. Но кто знает, что случилось бы, если бы его взгляды ещё больше утвердились? Какие бы ошибки он ещё совершил?

Вспоминаю события января этого года, когда точно такой же домашний мальчик из хорошей семьи Александр Копцев с криками "Я пришёл вас убить!" ворвался в синагогу и ранил ножом девять евреев. За что? За то, что они, якобы, живут лучше, чем русские.

В средствах массовой информации появились сообщения, что Копцев стал своего рода образцом для юных националистов: вслед за Копцевым подростки и молодёжь совершили ряд экстремистских выпадов. Из-за расовой нетерпимости и ненависти убиты перуанский студент в Воронеже, сенегалец в Петербурге:

Эти убийства объединяет одно: они были совершены совсем ещё молодыми людьми. И как бы их не называли - расисты ли, экстремисты или националисты, суть одна: это убийцы мирных жителей: