Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Эпоха в акварели

Станислав Тихонов

Когда я шёл в музей на открытие выставки "Живописные путешествия. Видовая акварель европейских художников XIX века", то не предполагал, с чем мне предстоит встретиться.


Э.Хильдебрандт. Вид руин Карнакского храма.
Э.Хильдебрандт. Вид руин Карнакского храма.

Италия, Франция, Турция, Норвегия - стройные соборы, романтические развалины, солнечные порты; верхний рынок в Вене, мыс Нордкап, комната в Казино Кьятамоне, где в лакированной поверхности стола отражается белый цилиндр, а из окон тянет морской свежестью.

В одном из стихотворений А.С. Кушнера лирический герой "не мыслит счастья без примет / Топографических, неотразимых". Невообразима без этих примет и камерная, подробная живопись, привезённая в наш музей из фондов петербургского Эрмитажа.

В трех залах Музея изобразительных искусств (Софийская площадь) выставлены 100 акварельных листов, представляющих особый тип пейзажного искусства - так называемый "топографический" (от греческого "местность") пейзаж. Архитектура, понимаемая предельно широко - от руин до современного городского ансамбля, - вот сюжет этого жанра.

Подразумеваемая подлинность всех компонентов пейзажа делала такие картины необычайно привлекательными для современников - они, по сути, заменяли открытки: служили напоминанием о путешествии или приглашением к нему. А развитие точных и естественных наук, интерес к познанию природы способствовали пристальному вниманию к конкретному ландшафту.

И пусть на выставке представлены не самые известные мастера, зато чувствуется неповторимый аромат ушедшей эпохи. Искренность в передаче увиденного и внимание к объекту наблюдения позволяют художникам донести до зрителя подлинный вид городов двухсотлетней давности.

Выставка видовой акварели не впервые устраивается Эрмитажем - в разном составе она с успехом проходила во многих городах России. Теперь и мы можем насладиться этим пиршеством зрительных образов, этими неотразимыми топографическими приметами.