Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Прозванный "Мудрым"

С.Т.

"Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV-XV вв.". Так называется новая выставка, что открылась 14 апреля в здании Присутственных мест Новгородского государственного музея-заповедника. Фотохудожник Юрий Холдин представил на ней свои работы серии "Фрески Ферапонтова монастыря".


До Новгорода выставка успешно экспонировалась в Третьяковской галерее. На открытии неоднократно подчёркивалась неслучайность того, что после Москвы она разместилась именно в нашем городе, с его богатым историческим и культурным прошлым: "Выставка приехала сюда не как в гости, а как к себе домой", "Фрески Дионисия в стенах Новгородского музея заиграли совершенно по иному, не так, как в стенах Третьяковки":

Одним словом - экспозиция, сочетающая в себе смелый эксперимент и разумную традиционность, стала частью культурной жизни Новгорода. По крайней мере, до 25 мая.

Чем же интересна выставка, вызвавшая в Москве ажиотаж? Более 150-ти уникальных фотографических изображений фресок Ферапонтова монастыря в полном объеме раскрывают особенности его архитектуры, природный и социальный контекст. А главное - сюжеты фресок, выполненных самим Дионисием и его сыновьями.

Дионисий, прозванный "Мудрым", был одним из величайших русских иконописцев второй половины XV века, современником Андрея Рублёва. Именно эти два мастера олицетворяют собой так называемый "Золотой век иконописи на Руси" (XIV-XV вв.). Особенной чертой творчества Дионисия является светоносность образов. Обусловлена она обильным применением белого цвета, который высветляет находящиеся рядом другие цвета.

Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря, хорошо сохранившиеся, дают возможность увидеть раскрытие этих приемов в наибольшей степени. Роспись представляет собой довольно редко встречающийся в настенной живописи цикл Акафиста Богоматери. Эта лишённая драматизма живопись, где любое действие представлено как вневременное, преображенное Божественным светом, никогда раньше не поддавалась адекватному запечатлению. И вот в начале XXI века Юрий Холдин, основатель и президент фонда "Фрески Руси", по специальной, им самим разработанной технологии, сумел средствами фотографии эту светоносность передать.

Московскому фотохудожнику и издателю удалось переосмыслить роль фотографии в раскрытии космоса религиозного искусства. В своих работах он следует принципу "осмысленного показа", передаёт пространство, фактуру, свет. То есть создаёт целостный образ фресковой композиции - от "пейзажа стены" до собора в целом. А это сильно отличается от принятой ранее "фотофиксации" фресок. Стремясь передать светоносность шедевров русского мастера, Холдин отказался от считавшихся ранее обязательными у искусствоведов ночных съёмок: его фотографии, полные света, сделаны днём.

Он сумел скрыть собственное присутствие в работе - такое максимальное самоотречение позволило ему слить воедино точку зрения зрителя и древнего мастера: Залогом успеха стала творческая устремлённость московского фотографа и сложнейшие технические новации, потребовавшие не одного года работы: на всех снимках выдержана однородная освещённость, постоянная колориметрия, правильный баланс цвета.

Посетить ее будет полезно студентам и преподавателям ФАИСа и ФПОИТа, а также всем, кто интересуется искусством Руси и фотографией.