Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Особенности национального воспитания

Анна Багаури

В одном из прошлых номеров мы писали, что в феврале состоялась презентация проектов организации воспитательной деятельности в НовГУ.


Девушки, внимание! На ИТФ учатся только парни.
Девушки, внимание! На ИТФ учатся только парни.

По итогам мероприятия одним из лучших был признан проект "Организация воспитательной деятельности на инженерно-техническом факультете". Ее авторы - декан факультета В.Н. Емельянов и заместитель декана по УР А.Ф. Булгакова, которая и рассказывает сегодня об основных положениях этого проекта:

- Особенность воспитательной работы факультета - откуда она происходит? Из специфики ИТФ. Во-первых, наш факультет почти на 100% мужской - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для нас важно уменьшение отчисляемости: если девушка может "пересидеть" год и вновь начать учиться, то молодому человеку "светит" армия.

Второе - у нас нет ни одного психолога или педагога. На предварительной защите проекта для всех это стало открытием. Мы основываемся только на опыте, который собирался годами, на том, что оказалось полезным и важным. Этот проект реализуется уже пять лет и постоянно дополняется.

И третья особенность: мы - "технари", отсюда особый менталитет.

Ко всем студентам мы относимся одинаково хорошо. Я всегда говорю первокурсникам: наши студенты - самые умные, самые красивые, самые успешные, и если вы пока не такие, то вы станете такими, когда будете нашими студентами.

Специалиста воспитывает институт, а гражданина и человека - мы и родители. Им очень нравится, когда обращаемся к ним за помощью. Ведь у нас с ними общие цели: предостеречь от социальных недугов (наркомания, попытки суицида и т.п.). А перед каждым праздником мы напоминаем ребятам: поздравьте своих родителей!

Всего пять лет назад, когда я пришла работать, остро стояла проблема употребления ненормативной лексики. Надо было что-то срочно предпринимать. Начали с того, что каждого студента, начиная с первого курса, называем по имени-отчеству. А дальше - обращения "С любовью и нежностью", "С надеждой на понимание", "С любовью и ликованием", "Господа". Мы добились того, что студенты стали более вежливыми.

В воспитательный процесс входят совместные чаепития педагогов-организаторов с отличниками, спортсменами, просто со студентами. Эти чаепития стимулируют общение - студенты толпятся в деканате, приходят не только с проблемами, но и просто так. В деканате они видят не карающий орган, но старших друзей-наставников.

Мы постоянно возимся со студентами. После сессии рассылаем благодарности родителям или сообщаем, какие проблемы у их детей. Я сама, как только вижу, что у студента что-то не получается, иду на кафедру, выясняю, в чем дело. Если надо, приглашаю родителей, и мы вместе решаем, как помочь.

Кстати, я вижу, что многие студенты не знают, как правильно нужно заниматься, считают, что зубрить - это плохо. А кто это сказал? Конечно, сначала надо понять теорему, а потом необходимо "вызубрить".

После промежуточной аттестации обзваниваем родителей тех студентов, у кого появились "двойки". И не потому, что дети - "прохвосты", так как ничего не говорят вам. Они жалеют вас и надеются, что сами справятся с ситуацией. Так что если родителям что-то непонятно, если они хотят что-то узнать про своих детей - ждем их в деканате.

Я давно поняла, что всем первокурсникам надо рассказывать об особенностях обучения в вузе: чем экзамен отличается от зачета, что такое промежуточная сессия и т.д. То же самое рассказываю и родителям, даже с высшим образованием: советский вуз совсем не то, что сегодняшний. Порой родительский вузовский опыт даже вредит. Но ведь именно родители в первую очередь должны помогать детям.

Такая вот каждодневная работа со студентами и родителями дает огромный положительный результат и, несомненно, оказывает большое влияние на повышение их успеваемости.

Так что без этих чаепитий и родительских собраний, без имени-отчества каждого студента мы просто перестанем существовать.