Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

О "Сволочах". История и "история" в кино

Дмитрий Асташкин

Свежевышедший фильм "Сволочи", вольно трактуя историю Великой Отечественной войны, быстро приобрел статус скандального. Наш корреспондент обратился за комментариями к Б.Н. Ковалёву, профессору кафедры теории и истории государства и права НовГУ.


- Я удивлен появлением такого фильма, как "Сволочи" и в особенности той рекламной кампанией, которая развернулась вокруг этого фильма. Ведь о чём он? О том, что якобы в СССР в 1942 году была организована некая школа для детей-смертников, которые должны были выполнять террористические акты в тылу врага.

Да, картина сделана красиво. Но сама подготовка проекта уже началась с обыкновенной провокации - заявлялось о том, что известный писатель В.Кунин (автор "Интердевочки", "Кыси", и "Хроник пикирующего бомбардировщика") и есть тот самый мальчишка, чудом спасшийся во время проведения одной из акций этой школы. И потребовалось определенное вмешательство органов госбезопасности, которые подняли документы - для того, чтобы понять, что Кунин никакого отношения к описываемым событиям не имеет и то, что это обыкновенный литературный вымысел.

Безусловно, писатель имеет право на таковой. Но как-то странно, что в очередной раз нам достаточно талантливо пытаются навязать новое видение российской истории. Так, советские правоохранительные органы и органы госбезопасности выведены как садисты, для которых нет ничего святого. А относительно положительным персонажем выведен офицер СС, оплакивающий убитых детей. В этом отношении фильм совершенно не соответствует исторической истине.

Я, изучавший документы той эпохи, могу подтвердить, что подобные школы были. Но были на немецкой стороне. Сейчас мы планируем с С.Б. Пухачёвым подготовить на "Славии" программу, где попытаемся привести реальные документы по Новгороду и Северо-Западу о том, как немцы использовали русских детей для проведения различных акций в роли неких смертников.

В чём заключается главная беда и главная проблема фильма "Сволочи", "Штрафбат" и других псевдоисторических фильмов о войне? Они пытаются в духе разоблачения или заполнения белых пятен навязать нам что-то совершенно непонятное и в большей или меньшей степени дискредитирующее нашу историю.

И очень обидно, что на это отпускаются деньги из федерального бюджета, очень обидно, что к этому привлекаются хорошие актеры, очень обидно, что некоторые штампы, проведенные в талантливых, но вредных художественных произведениях, остаются в головах людей, на которых эти произведения ориентированы.