Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Дневной задор. Дневной - антипод ночного

Дмитрий Асташкин. О.М.

Новое творение Бекмамбетова, выйдя в богатую свободным временем и бедную на культурные события новогоднюю декаду, заставило говорить о себе многих.


Общество, которое еще вчера вовсю обсуждало на кухнях "газовый конфликт" России и Украины, стало говорить о разборках дозорных. Сообщить о ходе премьеры посчитали нужным все каналы. О фильме написали большинство федеральных изданий (самый оригинальный взгляд предложила газета "Советская Россия", трактуя темных магов как демократов, а светлых - как коммунистов).

По голливудским традициям, все более перенимаемым отечественным кинематографом, качественной характеристикой фильма становятся его кассовые сборы. Официальный сайт фильма dozorfilm.ru рапортует: с полей собран небывалый доселе урожай в 31 миллион $. При бюджете 4,5 миллиона $. Это ли не популярность?

Плеваться в сторону ушедшего поезда - занятие неблагодарное, но проанализировать феномен нового русского блокбастера всё же хочется. Может быть, такая истерия вокруг "Ночного/дневного дозора" возникла из-за первоисточника - произведений Лукьяненко? Однако до 2004 года о Завулоне и Антоне Городецком знали тысячи старшеклассников и студентов, но уж никак не миллионы россиян. Да и не верится, что произведения с подобными пассажами ("...Почему-то я даже не испугался, а только почувствовал отвращение при виде поднимающегося в эрекции пениса монстра. Одной рукой дэв сжал пенис и принялся им помахивать, то ли мастурбируя, то ли собираясь огреть меня им, будто огненной дубиной. Это что же, умереть от елды безмозглого чудовища??? <...> Потом дэв принялся хохотать, по-прежнему сжимая член, уже увеличившийся до размеров бейсбольной биты..." C. Лукьяненко, "Последний дозор") успели стать всенародно любимыми. Впрочем, это можно проверить на практике - в марте этого года состоится премьера фантастического фильма "Азирис Нуна" по повести все того же С. Лукьяненко. Вряд ли у кинотеатров будут стоять толпы.

Может быть, Россию подкупила оригинальность "дозорной" тематики? Сомнительно. Голливуд ежегодно выпускает десятки фильмов в стиле "городское фэнтези". От вампиров-оборотней из "Другого мира" до борца с нечистью "Константина". Да и такое чувство, что российский зритель, с одинаковым любопытством наблюдающий за вампирами, Эрастом Фандориным и девятой ротой воинов-интернационалистов, на ура примет и нечёсаного "Волкодава" (осень 2006) и постъядерный мир "Обитаемого острова" (весна 2006). При должной поддержке "Первого канала", конечно.

Ведь, если не будет толпы "информационных спонсоров", недвусмысленно указывающей - что за счастье ожидает в кинотеатре, может случиться всякое. К примеру, "Турецкий Гамбит" и "Статский советник" хоть и повествуют об одном герое, об одной эпохе, но резонанс в обществе вызвали совершенно разный. Точно так же прошли мимо большой кассы "Бой с тенью", "Жмурки" и прочие зеркальные войны.

Однако немалую лепту внесло и то, что "Дневной дозор" - действительно на редкость профессионально снятый блокбастер, ставший на сегодня эталоном для российского коммерческого кино. Можно сколь угодно говорить о невнятном сюжете, смешении жанров и непрописанных персонажах, но большинство уставших от праздников зрителей хотели в первую очередь зрелища. И они его получили.

"Дневной дозор" совершенно не похож на своего "Ночного" предшественника. Хорошая игра актеров, трюки, графика, а главное - фильм совершенно целостный и "проглатывается" на одном дыхании. Особое уважение внушает мощная рекламная кампания, которая "оформляет" фильм. Руководство даже "договорилось" с пиратами, чтобы те не выпускали копий до марта, пока фильм не пройдет в кинотеатрах!