Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Этикет первокурснику. И не только...

М.В. Иванов, профессор СПбГУ

Продолжение, начало в № 30


Но, пожалуй, одним из самых действенных способов проявить конструктивную терпимость является похвала. Нужно подождать, когда в новой похожей ситуации ваш партнер будет действовать правильно, и похвалить его. Как говорил Конфуций, лучше зажечь маленькую свечу, чем клясть темноту.

Грубым и бесцеремонным людям кажется, что терпимые в общении либо трусы, либо слабые души.

Но ведь всегда есть и косвенные, мягкие, но при этом пагубные для агрессора формы обороны. Мы хорошо осознаем, когда у нас что-то отняли. Но значительно труднее понять косвенный ущерб: нас не пригласили, нам не сделали заманчивого предложения, нам не предложили помощи в беде:

Короче, за неправильные действия мы платим тем, что создаем вокруг себя зону отчуждения - и при этом без всяких резких реакций со стороны окружающих. Мудрость гласит: ошибается тот, кто думает прожить без других; но еще больше ошибается тот, кто думает, что другие без него не проживут.

Совершая даже самые некрасивые поступки, человек склонен оправдывать себя. И прямое несогласие с ним с использованием любых средств сопротивления осмысленно тогда, когда существует серьезная социальная опасность от агрессора. В остальных случаях оказать на невежливого влияние возможно, если разделить поступок и личность. Терпимость означает, что мы признаем ценность личности того, кто ошибся, и надеемся, что ошибка будет исправлена. При этом не надо лгать. Неприлично сказать жене по поводу пересоленного супа, что она не умеет варить, особенно гневно-поучающим тоном. Но вполне допустимо на ее прямой вопрос о качествах блюда ответить, что оно солоновато.

В официальной жизни мы более вежливы - существует узкая зона межролевого общения: продавец - покупатель, начальник - подчиненный, гражданин - милиционер: И нарушение приличий может вызвать немедленный отпор. А вот в кругу близких людей невежливость почему-то воспринимается как искренность и открытость.

Пушкин удивлялся тому, что с чужими мы внимательнее и деликатнее, хотя беречь, ценить нужно прежде всего тех, кто входит в тесный семейный и дружеский круг.

Близкие люди наиболее уязвимы для нашей критики, так как открыты для нее значительно больше, чем другие. Поэтому вежливость и терпимость - это проявление осторожности и заботливости. Как говорят, друг - это тот, кто с тобой, когда ты прав и не совсем прав.

Особенно важна терпимость, когда происходит спор-выявление несовпадений во мнениях. Не случайно самые древние виды дискуссии несут на себе традиции вежливости: юридическая и университетская. Как говорил Ю.Лотман, научная полемика - это форма уважения к оппоненту. Ведь возможность ошибиться дана не только моему собеседнику, но и мне. А раз так, то нужно быть особенно корректным и заинтересованным не в победе, а в достижении истины.

Поучительным примером дружеской полемики является письмо Пушкина Чаадаеву. В 1836 г. Чаадаев напечатал в журнале "Телескоп" "Философическое письмо", в котором выразил пессимистический взгляд на историю России. Пушкин не разделял его оценки и считал, что Чаадаев поступил неосторожно (его потом объявили умалишенным), но бережно написал ему:

"Благодарю за брошюру, которую Вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя и очень удивлялся, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то Вы знаете, что я далеко не во всем согласен с Вами: Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; но клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.

...Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь... Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы Ваши исторические воззрения Вам не повредили: Наконец, мне досадно, что я не был подле Вас, когда Вы передали Вашу рукопись журналистам".

Пушкин не только выразил дружеские чувства одному из своих учителей и впоследствии - собрату по духу, не только поддержал своего мысленного собеседника, но даже упрекнул себя, что не удержал друга от опрометчивого поступка.

Последуем за мудрым советом Сервантеса: "По части вежливости лучше пересолить, чем недосолить".