Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Довольно простоты, или Зал мудрецов

Марина Рикша, Мария Клапатнюк

В Новгородском - премьера: в начале октября представлена пьеса по произведению А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты", режиссёр Зураб Нанобашвили.


Фабула и актуальна и, одновременно, стара, как мир. Предприимчивый, но не очень состоятельный господин, он же обличитель и хитрец Глумов пытается добиться материального благополучия не совсем честными и благородными, но зато действенными путями: анонимными "обличающими" письмами, лестью, притворством, любовными интрижками. Цель практически достигнута... Но, к несчастью, Егор Дмитриевич обладает нравом насмешника. Он говорит важным людям только приятные вещи и заводит дневник, где записывает настоящие мысли. В один "прекрасный" день откровения остроумца обнаружены:

Общеизвестно, что ставить классику сложно. Но наш театр, подтверждая название "академический", вновь сделал это.

Удачной находкой режиссёра стало деление сценического пространства на три части. "Дно" общества - комната небогатого Глумова, - расположена в оркестровой яме (по ходу действия могла опускаться-подниматься). На основной сцене - покои четы Мамаевых. Апартаменты благочестивой Софьи Игнатьевны Турусиной поместились на небольшом подиуме. Постоянные прыжки Глумова из ямы на пьедестал не принесли желаемого результата - герой оказывается ниже тех, к кому так стремился.

В пьесе, естественно, присутствует юмор (иначе это была бы не комедия). Но, на наш взгляд, режиссёр, пытаясь его осовременить, перешёл тонкую грань между смешным и пошлым. В результате главный герой со страстными вздохами "прикладывается к широкой груди" нескольких женщин.

Некоторые диалоги и монологи произносились с излишней напористостью, поэтому действие казалось иногда картинным, иногда - излишне напряжённым. Зато натуральная мимика главного героя смягчала пафосные изречения, выражала его истинную сущность.

Самый сильный момент пьесы - завершающий монолог Глумова. Пройдоха и беспринципный хитрец, он в этот миг превращается в пророка, вещающего правду со "дна общества". Правда, мы не поняли, о чём думал зал, когда аплодировал Глумову, как бы поддерживая его мнение: будь обман проделан с каждым по отдельности, другой только бы похлопал этакой хитрости. Вопрос: либо зрители полностью согласны с его позицией, либо что-то не поняли?

...Вот и все. Уходим, вспоминая, что спектакль заканчивается и начинается короткими монологами Глумова в маске того типичного представителя общества, который, возможно, есть в каждом из нас.