Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Пером и кистью

С. Т.

Вышедший номер историко-краеведческого альманаха "Чело" обилен справочной информацией, так или иначе связанной с Великим Новгородом.


Признаюсь, я в некотором затруднении - сделать полноценный обзор плотного, почти сплошь научного материала в рамках газетного обзора затруднительно, а ограничиться перечислением не хочется.

Следуя привычке заглядывать в конец издания, я начал чтение с рубрики "Перо", первый материал которой - статья сотрудников боровичского филиала НГОМЗ о поэте и бывшем сотруднике местного краеведческого музея Крониде Гарновском (1905-1988). На основе переписки и автобиографических записей А.Игнатьев и Н.Чернова восстановили историю его непростой жизни и безответной любви. Из любви он создал себе музу и, спроецировав свои переживания на отношения Данте и Беатриче, написал много стихотворений, до сих пор неизвестных широкой аудитории. Восполняя этот пробел, А.Игнатьев подготовил к столетию поэта книгу "Vita Nuova". Ботаник по образованию, Гарновский обладал мягким лирическим даром, учился, в основном, у раннего Блока: "синие" светы, обеты, храмы и ожидания прихода Возлюбленной - вот характерные мотивы его лирики. Прекрасная Дама, которой он сумел выхлопотать освобождение из лагеря (она после войны была осуждена за измену родине), явилась к нему ненадолго в 1956 и вскоре бросила. После этого он прожил ещё три десятилетия. В этой же рубрике напечатан рассказ американского "антрополога, натуралиста, эссеиста" и: писателя Лорена Айзли (1907-1977).

В рубрике "Вернисаж" находим пространное интервью с народным художником России Борисом Львовичем Непомнящим. В качестве приложения - четыре цветные репродукции его пастелей. Когда мастер говорит об искусстве - это всегда откровение, потому что он говорит о главном: "Я посоветовал бы художникам делать выставки <:>. И не для того, чтобы полюбоваться собой, а чтобы увидеть себя и попытаться отказаться от самого себя".

Далее в альманахе следует историко-краеведческий блок. В статье "Так где же родился Рахманинов?" В.Демидов убедительно доказывает, опираясь на редкие архивные материалы и погодные сводки за весну 1873 года, что композитор родился в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии, а не в Онеге или Тамбовской губернии.

Рубрика "Мастера" открывается статьёй руководителя студии "Новгородская береста" В. Ярыша к 450-летию со дня смерти преподобного Нила Столобенского, в которой рассказывается о ремёслах Ниловой пустыни.

В своём вступительном слове главный редактор Елена Барканова говорит о необходимости возвращения из небытия имён наших соотечественников. Одноимённая рубрика содержит материалы о таких людях - о сержанте бомбардирской роты Преображенского полка Михаиле Щепотеве и об одном из первых переводчиков на Руси - Дмитрии Миколаеве (17 в.).

Публикация нескольким писем Фёдора Сологуба, осуществлённая научной сотрудницей Пушкинского Дома М.Павловой, не только комментирует фабулу романа "Тяжёлые сны", но и рисует психологический портрет писателя. Вообще материалы раздела "Кафедра" отличаются строгим научным подходом и будут интересны специалистам.

Постепенно мы долистали до начала альманаха, до страниц, связанных с Новгородом. Здесь представлены статьи А. Сорокина "Дворы гостей Иголкиных" и "Новгородские подворья в Санкт-Петербурге" Л. Секретарь. Думается, что эти материалы прочитает каждый, интересующийся историей города.

Что же в итоге? 33-й номер альманаха за десять лет - знаковое число. История Новгорода многослойна и богата - материала хватит ещё на множество номеров. Как написано в колонке редактора: ":Непогрешимый судья - время, отдаёт должное всем, кто заслуживает увековечивания своего имени в веках". Благодарное время должно прощать такие тавтологии.