Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Знать, помнить, говорить...

Марина Лемуткина

Начались экзамены. Как запомнить все? Рассказывает московский психолог Ольга Георгиевна Юмашева:


- Как считают психологи, лишь 7% человеческого сознания лежит на поверхности. Мы оперируем ими целенаправленно и осмысленно, в том числе - при сдаче экзаменов. 93% нашего сознания - бессознательное, куда также входит информация, полезная для сдачи экзаменов. Это - то, что в нужный момент, как говорится, "выскакивает само" и "неизвестно откуда".

- Как перевести "бессознательное" в "сознательное"?

- Помогает этому ассоциативное мышление, которое подсказывает связь между, скажем, словом "мануфактура" (предприятие, основанное на ручном труде и ремесленной технике) и латинским словом "мано" - рука. Большое значение здесь имеет общая эрудиция. Понятно, что сдать экзамен по истории культуры легче тому, кто ходит в музеи, и у кого есть альбомы по искусству. Увиденное накапливается в подсознании, а потом в нужный момент логическая цепочка замыкается и "выскакивает" необходимая информация.

Но не подумайте, что "из ниоткуда" может "выскочить" и готовый пятерочный ответ на вопрос экзаменационного билета. Нет, для этого надо серьезно вкалывать.

Работа над материалом сводится к двум главным составляющим, одна из них, как это ни печально, - банальная зубрежка.

- Разве ее не предали давным-давно публичной анафеме?

- Не верьте тем, кто говорит о вреде или неэффективности зубрежки. Уверяю Вас: без зубрежки обойтись никак нельзя, что бы ни пришлось заучивать: математические формулы, законы Ньютона, правила правописания, иностранные слова, даты или географические названия. Даже в литературе надо зубрить стихи и цитаты для сочинений, да еще со знаками препинания...

- Есть ли специальные приемы для запоминания?

- Да, нам помогают зрительная и слуховая память. Зрительная: взять куски обоев и выписать на них то, что нужно запомнить (даты, формулы, стихи и т.д.), вывесить в тех местах квартиры, где чаще бываете: на кухне, в своей комнате, в ванной.

Был у меня случай: я посоветовала девочке (экзамен по истории) развесить дома бумажки с датами, а у нее были проблемы с их запоминанием. Она вывесила их в туалете, и вскоре нужные даты выучили даже ее родители.

То же самое можно сделать на карточках: с одной стороны иностранное слово, а с другой - его перевод и примеры употребления. Хорош этот метод для изучения грамматики и русского, и иностранных языков. Карточки можно носить с собой и заниматься даже в транспорте.

- А слуховая память? -

Я советую читать вслух тексты из учебника и записывать их. А потом прослушивать на плеере. Этот прием имеет несколько преимуществ. Во-первых, материал повторяется как минимум дважды: при чтении и при прослушивании (при желании можно прослушивать снова и снова). Во-вторых, слушать можно в транспорте, в магазине, на кухне. В-третьих, вы получаете не только знания, но укрепляете навыки устной речи - это важно, если предстоит устный экзамен.

- Ну, говорить-то все умеют...

- К сожалению, нет. И это сильно мешает при сдаче экзамена. Немало случаев, когда учащиеся 11-го класса не могли просто пересказать учебник. Или когда злоупотребление молодежным сленгом принимало патологический характер, сделав невозможным общение в академической среде.

- Есть ли разница при подготовке к письменным и устным экзаменам?

- Принципиальной нет. Проблемы с запоминанием верного написания слов также решаются многократным повторением: нужно каждый день писать диктанты, проверять, проговаривать, объяснять и исправлять ошибки, учить правила. И можно преодолеть даже аграфию (врожденную неграмотность).

Продуктивно заниматься вдвоем (только действительно заниматься, не отвлекаясь). Скажем, писать сочинения и по очереди проверять друг у друга ошибки и стиль.

- Где гарантия, что полученные ценой зубрежки знания не исчезнут на экзамене?

- Нет гарантии. Любой человек может забыть, что он учил. Это называется экзаменационный шок. Но есть и противоядие: логическое мышление. Чтобы оно заработало на полную мощь, нужна вторая составляющая. Новые знания должны укладываться в память с толком, упорядоченно, в увязке с остальными известными вам данными. Как ни парадоксально, зубрежка ни в коем случае не должна быть механической. Вызубренные факты - кирпичики, из которых вы должны построить общую картину, не забывайте об этом. Вообще, важно приучить себя сводить все полученные знания в систему.

- Хорошо в этом плане писать шпаргалку (но не брать на экзамен!). Не надо в ней пересказывать учебник - только основные моменты темы. И вы вспомните все. Главное, чтобы схема уложилась в голове, пусть (как вам может показаться) и без отдельных деталей. Ту же задачу хорошо решает составление сквозных таблиц - например, по правителям при подготовке к экзамену по истории.

И еще один очень важный момент. Если, готовясь к экзаменам, вы встречаете непонятные слова, не стесняйтесь спрашивать, что они значат. Приставайте к родителям, учителям, не бойтесь показаться глупыми или необразованными. Запоминать текст, не понимая его, - крайне неэффективно.

Наоборот, незнакомые слова могут вам помочь, выполнив роль своеобразных "маркеров": узнав, что означает встреченное в тексте по литературе слово "лапидарный" или в историческом слово "секуляризация", вы легко запомните и сам текст.