Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Состязания в грамотности как национальный вид спорта

Т.В. Шмелёва, профессор НовГУ

Причитания о безнадёжно упавшей грамотности населения стали общим местом интеллигентских разговоров. А что, если проверить наших студентов? А тех, кто хранит традиции бережного отношения к родному языку, - назвать поименно и прославить?


С тем, что в этом что-то есть, согласились руководители нескольких факультетов, и в ходе Дней науки удалось провести довольно массовый конкурс грамотеев.

Идея такого конкурса совсем не нова: во Франции такие состязания проводят в общенациональных масштабах, победителей чествуют, награждают хорошими словарями и роскошными письменными принадлежностями: Но дело не в новизне идеи, а в ее актуальности: как лингвист я считаю необходимым время от времени напоминать россиянам, что есть проблемы правописания, и демонстрировать и тех, кто в нём преуспел, и саму возможность преуспевания в этом деле. Владеть родным письмом должно быть престижно!

Способ напоминания избрали традиционный - диктант. И не специальный, орфографически убойный, а фрагмент из текста известного писателя Андрея Битова - его рассуждения о языке из книги "Статьи из романа".

В конкурсе участвовали студенты ФПОИТ, ППФ, ФЛиМК и отделения журналистики филфака. Интересно, что журналистов участвовало больше всех - 45 (1 и 2 курс), хочу надеяться, что это говорит о том, что будущие "акулы пера" понимают значимость этой стороны своего профессионального капитала (детальный анализ итогов конкурса среди журналистов - в Интернет-версии газеты "Антоновка"). У студентов ППФ конкурс интереса не вызвал: участвовали всего трое, и результаты оказались неконкурентными.

Результаты. Блестящими можно считать работы с тремя ошибками, тем более что в них входило, как правило, написание Персефона (большинство писали перси, - видимо, вспомнив про рекламируемый персил) и одна-две запятых, о которых ещё можно порассуждать. Так вот таких работ оказалось среди журналистских 16, на ФЛИКМ (2 курс) - 10, на ФПОИТ (4 курс) - 6.

Итак, самые грамотные студенты, наша гордость (список предъявляю, как в XIX веке, - "по убыванию" результатов, откуда и выражение "первый ученик"):

ФЛиМК: Л.Власова, Н.Медведева, В.Поваляева, А.Блузма, Ю.Авакян, Е.Дерипаскина, И.Анисимова, А.Ивлева, Е.Лукин; ФПОИТ: С.Алексеенко, И.Потехина, Е.Трунина, И.Мигунова, Е.Хрусталёва, Е.Чеснокова; в рамках других (параллельных) конкурсов: А.Яковлева, А.Кротова, Т.Филина, Е.Гагарина, В.Устинкова, Е.Максимович; журналисты: А.Огороднийчук, И.Морозов, А.Ползикова, О.Колесникова, В.Журавлёва, Н.Петрова, А.Сергеева, Е.Загородникова, А.Никифорова, В.Карпиносова, Е.Петрова, М.Елина, А.Васькина, О.Осипова, П.Журавлёва, И.Лашина.

Выводы. У нас есть, кем гордиться - настоящие грамотеи среди наших студентов не так и редки.

Предлагается состязания в грамотности включить в Дни науки, итоги обсуждать и поддержание формы в области правописания считать столь же важной, как поддержание спортивной формы. Можно заниматься этим не публично, а дома, заодно с домашними. Для этого помещаем текст конкурсного диктанта.