Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Шумим, братцы, шумим...

Лев Абросимов

Прошедший високосный год мы будем помнить еще очень долго. Событий в стране и в мире было столько, что классифицировать их и подводить итоги можно весь наступивший 2005 год. Мы же решили ограничиться только теми событиями, которые непосредственно коснулись образования. Итак:


Январь. Страсти по истории

Президент России написал письмо президенту РАН с требованием провести анализ учебников по истории. Последний срок для выноса решения о запрещении некоторых из них - 1 февраля. Официальный повод для таких жестких требований - жалобы ветеранов Великой Отечественной войны на российские учебники по истории. Более вероятно, что Кремлю не понравился всего один учебник - "Отечественная история. ХХ век" Виктора Долуцкого. В одном из параграфов учебника анализируется приход Путина к власти и содержится задание для учащихся "доказать" или "опровергнуть" высказывание журналиста Юрия Буртина о "личной власти Путина и авторитарного диктаторства".

Учебник Долуцкого оперативно изъяли из школ. Все остальное - оставлено без изменений.

Февраль. Все упирается в деньги

Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) - собрался обнародовать доклад о коррупции в вузах. Однако так и не обнародовал. По техническим, как говорят, причинам. Основной тезис доклада - бесплатное высшее образование в России прекратило свое существование.

Студенты, учащиеся на бюджетных местах, вынуждены тратить на самые разные официально оформленный и неофициально существующие взятки $250-$300.

В целом же, родители тратят на обучение своих детей вдвое больше, чем выделяет на эти цели Министерство образования. Общие "теневые" затраты родителей в сфере высшего образования составляют 24,146 млрд рублей. Это 23,1% в общей сумме расходов семей. Из них взятки за оценки на экзаменах, перевод на следующий курс и т.д. оцениваются в 8,719 млрд рублей. В 2002 году эта сумма была равна 7,2 млрд рублей.

(По материалам сайта - http://www.5ballov.ru)

Март. Служить - будь готов

5 сентября 2003 в поселке Пионерский Ханты-Мансийского АО во время кросса в противогазах погиб, задохнувшись, старшеклассник Александр Бочанов. Полгода не утихали споры о том, кто же виноват. То ли нормативы были завышены, то ли противогаз плохой, то ли здоровье мальчика слабое. Суд по делу о гибели подростка начался в марте 2004 г. Обвинение по статье 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий") было предъявлено начальнику сборов подполковнику Владимиру Завадскому. Ему грозило от 3 до 10 лет лишения свободы.

Однако Завадского оправдали. У Бочанова была обнаружена болезнь надпочечников. Кто несет ответственность за его гибель, так и осталось тайной. Военные сборы продолжаются. Нормативы сохранены.

Март. А давайте что-нибудь прореформируем:

Владимир Путин сформировал новое правительство, которое, по его словам, соответствует принципам административной реформы. Правоустанавливающие функции отданы министерствам и отделены от правоприменительных - их получили федеральные службы и агентства. Но разделение носит формальный характер. "Укрупненные" министры будут руководить несколькими федеральными службами и агентствами, а значит. Еще один принцип административной реформы - ликвидацию отраслевых министерств - провести не удалось.

Новым министром образования и науки стал Андрей Александрович Фурсенко. У министерства появились свои "подведомственные органы исполнительной власти":

1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

3. Федеральное агентство по науке и инновациям.

4. Федеральное агентство по образованию.

Первым делом новоиспеченный министр пообещал : бороться с бюрократией и коррупцией.

Апрель. Надзор крепчал

Созданная в марте Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рьяно взялась за надзор. Одной из основных задач Службы является лицензирование и государственная аккредитация школ и вузов страны. В связи с этим вузы ждет большая волна проверок, и как итог - новая система категорий вузов. Смысл же всех нововведений - разный уровень финансирования каждой из категории.

К высшей лиге - "Ведущие вузы России" - будет причислено от силы 15-20 вузов уровня МГУ имени Ломоносова и Петербургского государственного университета. К менее привилегированной и менее финансируемой категории численностью до 60-80 будут отнесены "Ведущие вузы по отдельным направлениям". В третью войдут все остальные. Их финансирование - под большим вопросом.

В какую категорию какой вуз попадет - решать чиновникам. Это к вопросу о коррупции.

Май. Портянки ждут

Рабочая группа под руководством помощника президента Игоря Шувалова приступила к разработке проекта, согласно которому все отсрочки от армии будут отменены. Демографический кризис не за горами. Недобор в армию катастрофический, служить по контракту молодые люди не стремятся. Единственный выход, по мнению власти, - забирать студентов.

Проект "группы Шувалова" предусматривает сокращение с 2008 года срока обязательной службы в армии до 6-8 месяцев. Военные с этим решением не согласны. Если служить, то минимум год. И никаких отсрочек.

Судя по всему, договариваться о реформе будут три группы лоббистов: Министерство образования, Министерство обороны и г-н Шувалов. Станет ли от результатов их переговоров легче студентам? Вопрос открыт.

Июнь. Выстоять вместе

420 ректоров вузов и директоров школ, известных ученых и учителей обратились к президенту России с открытым письмом, в котором выступили против массового внедрения единого государственного экзамена.

Под текстом письма президенту стоят многочисленные подписи, но из вузов там перечислены только МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский университет и Московский физико-технический институт (МФТИ).

Суть претензий очень проста - ЕГЭ не может быть единственным критерием оценки знаний учащихся и не сведет на нет коррупцию в вузах, ЕГЭ - это примитивизация обучения, натаскивание учеников по вопросам тестов, а не всестороння проверка знаний.

":требуется принципиально новая концепция системы государственной оценки качества образования, не навязанная административно, а созданная как результат общественного и профессионального согласия".

Это письмо, впрочем, ничего не изменило и не могло изменить. Выстоять против ЕГЭ вместе не удалось.

(По материалам сайта http: //gazeta.ru)

Июль. Для самых маленьких

Министерство образования и науки РФ предложило начать в новом учебном году еще один эксперимент. Суть его - отмена оценок в начальных классах. Система "безоценочного обучения" была разработана бывшим руководителем департамента А.Баранниковым еще в 2003 году. Основное предложение Баранникова - индивидуальный контроль над успехами и неудачами каждого маленького ученика. Исследования психологов и мировая практика доказали жизнеспособность и правильность подобной системы.

Если эксперимент удастся, считают в Минобразовании, вскоре без оценок останутся все ученики начальных классов.

Как сказал однажды Михаил Жванецкий: "Первоклассник-отличник - это очень подозрительно".

Август. Како веруеши?

После весенних реформ неожиданно остро стал вопрос о преподавании религии в школе. Процесс обсуждения затянулся, сначала было решено ввести в школах в качестве факультатива предмет "История мировых религий". Православию в нем должна была быть отведена ведущая роль. Но как только дело дошло до практики, выяснилось, что в некоторых школах уже преподают другой предмет - "Основы православной культуры".

Министерство совсем запуталось. Договориться с РПЦ оказалось не так-то просто, да и представители других вероисповеданий (особенно ислама) потребовали к себе должного внимания. К августу стало ясно, что вопрос повис в воздухе.

Проблема преподавания религии в школе стала камнем преткновения для чиновников образования. И об этом решили забыть. Хочется надеяться, что не навсегда.

Сентябрь. Нам бросили вызов

В сентябре боевики захватили школу № 1 г. Беслана:

Октябрь. Двадцать процентов

В октябре учителя захотели провести забастовку. Профсоюзы сначала согласились, но потом пошли на попятную. "Попятная" получилась весьма своеобразной. На учителей было оказано давление. Вышло же в итоге вот что:

Во Владимире бастовали около 450 школ и детских садов, в основном - в области.

Ярославль - в одной школе на окраине не было первого урока. По слухам, чиновники сделали в школы предупредительные звонки: будете бастовать - ждите финансовых санкций.

Псков - на площадь вышли сотни 2-3 бастующих, из которых половина - студенты пединститута и коммунисты.

Великий Новгород - 500 человек вышли на Софийскую площадь.

Красноярск - бастовали около 1000 учителей.

Брянск - бастовали 583 школы из почти 800.

Томск - в забастовке участвовали 80% учреждений образования.

Омск - митинга не было, но бастовали примерно 8000 педагогов. Около 11000 медиков на час приостановили работу и провели собрания в трудовых коллективах.

Хабаровск - 107 школ и детских садов, а также 4 больницы и поликлиники остановили работу на несколько часов. Целый день бастовали 32 школы.

Амурская область - учителя на день приостановили работу. В Москву ушли письма и телеграммы о необходимости повышения зарплаты.

Правительство пообещало к 1 января 2005 г. поднять заработную плату бюджетникам на 20%.

(По материалам сайта - http://www.regnum.ru)

Ноябрь. Фундаментальные бои

Министерство образования взялось за фундаментальную науку. Согласно новой реформе, предложенной еще весной, предполагалось сократить количество высших учебных заведений, результаты работы которых не видны сразу. Не имея возможности и желания содержать за счет казны всю систему фундаментальной науки в ее нынешнем виде, государство пришло к выводу о необходимости ее частичной приватизации с привлечением частного капитала и других внебюджетных средств, включая средства, заработанные институтами

Этим реформам помешало :публичное обсуждение. За российскую науку вступился нобелевский лауреат академик Гинзбург. И пошло-поехало. За десять дней Правительство отказалось от многих своих намерений и пошло на компромисс.

В ноябре в Москве прошла совместная пресс-конференция министра образования и науки Андрея Фурсенко, президента Российской академии наук Юрия Осипова и председателя Всероссийского союза ректоров, руководителя МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего.

Итогом обсуждения стало решение о том, что Министерство образования и науки впредь будет учитывать при разработке реформ мнение РАН.

Декабрь. Родина зовет все настойчивей

Под Новый Год вопрос об отсрочках был поднят снова. По большинству показателей осенний призыв 2004 года ничем отличается от призывов предыдущих лет. Недобор войск оказался огромен - более 300 тысяч человек.

К 2008 году решено перевести все части постоянной готовности на контракт, а срок срочной службы в армии сократить до одного года. Количество призывников при этом увеличится почти вдвое. В связи с этим придется вдвое сократить 25 действующих сегодня оснований отсрочки от призыва. Скорее всего, отмена отсрочек в большей степени коснется студентов - тогда армия, как мечтают большинство генералов, из рабоче-крестьянской превратится в интеллигентскую.

Превратится ли? Посмотрим.