Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"Святой Александр Невский - небесный покровитель Санкт-Петербурга"

Ольга Гептинг

"Святой Александр Невский - небесный покровитель Санкт-Петербурга" - Так называется выставка из собрания государственного Эрмитажа, которая будет гостить в Новгородском музее изобразительных искусств целых два месяца.


Новая выставка - часть совместной программы Эрмитажа и Мариинского театра. Надо сказать, что этот замечательный проект привлек огромное внимание новгородцев. Во-первых, конечно, сама выставка из коллекции Эрмитажа - это уже неординарное событие. Кроме того, тема выставки очень близка новгородцам, так как имя Александра Невского неразрывно связано и с историей нашего города.

Во-вторых, 28 августа открывали выставку знаменитости: не только новгородские политические деятели и деятели культуры, но и директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский, и даже министр культуры, а по совместительству ведущий ток-шоу "Культурная революция" М.Е. Швыдкой.

В двух выставочных залах представлено около ста экспонатов. Это лишь малая часть великолепных творений лучших мастеров, прославивших Санкт-Петербург и его покровителя Александра Невского.

Одним из первых проявлений почитания князя Александра в Российском государстве стало учреждение в 1724 году ордена Святого Александра Невского с девизом "За труды и отечество", в 1725 - креста ордена Святого Александра Невского, и уже в советское время - ордена Александра Невского (1942 год). Звезда и Крест, представленные на выставке, относятся к середине - второй половине 19 века.

Замечательным памятником искусства 18 века считается орденский сервиз Святого Александра Невского, созданный на подмосковном заводе Гарднера по проекту Г.И. Козлова и предназначенный для парадных обедов кавалеров ордена.

О почитании Александра Невского говорит и тот факт, что в 18-19 веках создано множество икон с изображением покровителя Петербурга. Среди этих памятников выделяются иконы в драгоценных окладах, выполненные для представителей императорского дома. В их число входит складень "Святой Александр Невский и Мария Магдалина в предстоянии Богоматери Боголюбской" (1882 год), демонстрирующий великолепное мастерство русских ювелиров. Еще два экспоната ювелирного искусства вызывают повышенный интерес у ценителей ювелирного искусства. Один из них - это миниатюрная мощехранительница, исполненная неизвестным мастером из золота и серебра, украшенная цветной эмалью, бриллиантами, розами, рубинами, гравировкой и тонкой чеканкой. Датирована мощехранительница первой четвертью 18 века. А принадлежала она, судя по всему, представителю высшей знати (кстати, его тоже звали Александром), участнику Северной войны, "ратовавшему на свейских немец", как и Святой Александр Невский.

Еще один шедевр подлинного ювелирного искусства - это огромная икона (ее формат 128х85см) "Святой Александр Невский, Тит и Поликарп". У иконы есть своя история - она была поднесена императору Александру II по случаю избавления от смерти во время покушения на него Соловьева на Певческом мосту в Санкт-Петербурге. Уже после гибели императора икона украсила храм "Спаса на Крови". Оклад этой иконы (эмаль, бриллианты, жемчуг, позолота) был изготовлен на Московской фабрике П.А. Овчинникова в 1879 году. А десять лет спустя, в 1889 году, на Иператорском фарфоровом заводе было изготовлено пасхальное яйцо с изображением Святого Александра Невского.

Один из выставочных залов полностью посвящен произведениям художников-графиков. Среди них: М. Махаев, Неттлинг, А. Мельников, И. Соколов, М. Добужинский, Ф.-В. Перро, Т. Мильтон, А. Мартынов, И. Ческий, А. Бенуа и другие. Их работы, выполненные в разных стилях и техниках (гравюра резцом, литография, акварель и другие) рассказывают о Петербурге 18 - начала 20 столетия (работы А.Н. Бенуа "Вид дворца "Монплезир" в Петергофе", "Павильон "Трельяж" и фонтан "Ева" в Петергофе", М. Добужинского "Львиный мостик на Екатерининском канале", Ф.-В. Перро "Вид Зимнего Дворца", "Никольский собор", А. Мельникова "Открытие памятника Петру I" и другие)

Будет просто замечательно, если эти выставки из собрания Эрмитажа станут традиций. У новгородцев есть все основания на это надеяться, так как директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский на открытии выставки заметил, что вскоре эти два зала музея изобразительных искусств можно будет называть "эрмитажными".