Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

ПОЮЩИЕ ГУМАНИТАРИИ

Татьяна Данилова

Беру на себя смелость утверждать, что такого количества поющих хором студентов Гуманитарный институт НовГУ имени Ярослава Мудрого еще не видел. Почти триста первокурсников собрались 28 мая на "Певческое поле". Утверждать же, что все эти "почти триста" были единодушны в желании попеть хором, я не беру на себя смелости. Потому что там-сям раздавались разные реплики, вроде "ну, хватит уже", "пошли домой", и высказывалось недовольство добровольно-принудительной системой организации этого мероприятия. Но когда "под занавес" (которого, конечно, не было) этот сводный хор грянул "Степь, да степь кругом", недовольных уже не было. Потому что пели все. И даже кое-кто удивленно оглядывался - дескать, неужели это и, правда, мы? А особо восторженные не могли удержаться и сами себе кричали "Браво!"


Cпецкурс "Основы постановки голоса и ориентации в музыке" введен на первом курсе всех специальностей Гуманитарного института впервые. Это - авторский курс. Ведет его доктор искусствоведения Л. А. Венгрус.

Любовь Анатольевна - хормейстер по образованию. Постановка голоса для непрофессионалов - тема всей ее творческой жизни. Поэтому свою кандидатскую диссертацию она посвятила вокально - хоровой работе с детьми дошкольного возраста, а в докторской исследовала проблемы начального интенсивного хорового пения с детьми школьного возраста, студентами и взрослыми.

Что же это такое - начальное интенсивное хоровое пение? И для чего, вообще, оно нужно? Это значит - если у вас нет ни музыкального слуха (медведь на ухо наступил), ни певческого голоса, но есть желание петь, или даже нет этого желания, все можно поправить при помощи именно этой методики. И никакого особого секрета здесь нет:

- Я просто ставлю голос,- говорит Любовь Анатольевна.- Это - классика. Но этот процесс у меня максимально оптимизирован, потому что учитывает реальные певческие возможности "непевческих" (бытовых) голосов.

Процесс оптимизирован настолько, что после окончания курса практически никто не уходит от Л.А. Венгрус без слуха и без голоса. Причем схема занятий достаточно проста. Студентам предлагается специальным образом разработанная система распевов. Занятие построено таким образом, что каждый обучающийся по ходу урока подходит к педагогу для контроля состояния за работой диафрагмы. Вообще же в течение всего занятия каждый студент контролирует свои мышечные ощущения сам: одну руку держит на диафрагме, другую - на переносице, чтобы ощущать резонанс. При этом пение не прекращается ни на минуту, педагог слышит всех и постоянно корректирует певческий процесс. Поют в естественных диапазонах, закрытым ртом, на стаккато (то есть, отрывисто), отрабатывают артикуляцию:

После распевов - работа с музыкальным материалом. Ребята поют "Аве Мария", арии из опер Д. Верди, Ж. Бизе, русские, итальянские народные песни. То есть одновременно с собственно постановкой голоса идет знакомство с лучшими образцами музыкальной классики. Популярной, разумеется.

Уникальная методика, выработанная многолетним хормейстерским опытом, научными исследованиями и огромным желанием возродить певческие традиции России, открывает серьезные возможности в педагогике. Ведь не секрет, что 8 лет занятий музыкой в школе не дают практически никакого сколько-нибудь существенного результата. В то время, как за те же годы школьники показывают знания, скажем, по математике или по истории:

- Уроки музыки в школе на нынешнем этапе - продолжает Л. А. Венгрус, дают лишь 13 процентов эффективности. То есть 8 лет занятий музыкой практически не дают результата на выходе. Но этого быть не должно! Ведь музыка - естественная среда существования человека. Пение - это не только художественный, но и физиологический процесс, и именно эти физиологические возможности даны человеку с самого рождения. Иначе говоря - каждый имеет шанс стать певцом.

Замечу, что с первокурсниками Гуманитарного института университета Любовь Анатольевна занималась только по часу в неделю. То есть, результат появился уже немногим более чем через 30 часов занятий.

В работе Любовь Анатольевна, по определению студентов, коммуникабельна, заразительна и, вообще, "супер". Вот что говорит, например, Настя Лахтина, студентка первого курса философского факультета:

- Любовь Анатольевна готова отдавать все время, все усилия своему любимому делу. Позанимавшись у нее, ощущаешь, что поднимаешься на пару ступенек выше.

А вот что добавила Настина однокурсница Катя Силина:

- Вообще-то я раньше думала: для того, чтобы петь, нужны только слух и голос, а, оказывается, нужны еще физические усилия, воля, желание. Это большой труд, просто огромный. Я не собираюсь связывать свою жизнь с музыкой, но согласна со словами Любови Анатольевны о том, что женщина должна быть в эпицентре музыки. То есть должна уметь петь, знать основы пения.

Ну, конечно. Кто еще споет ребенку колыбельную? Кроме того, здесь есть еще один аспект:

- Если у мамы есть слух, - говорит Любовь Анатольевна, - то есть слух и у детей. Если нет - дети будут дисмелодистами. Так вот, если у студентов (а это будущие мамы и папы) появляется в процессе занятий слух, то вероятность того, что у их детей не будет слуха, крайне мала. То есть эта порочная цепь прерывается уже на генетическом уровне.

С чем и можно поздравить нынешних первокурсников Гуманитарного института Новгородского университета. Любовь Анатольевна же, подводя итоги "Певческого поля", поздравила их еще и с тем, что теперь у них заложены основы певческого голоса. Которым они могут пользоваться по своему усмотрению.

А в частной беседе со мной добавила, что в процессе отслеживания судеб своих многочисленных учеников она выяснила одну любопытную деталь: практически все они активны и успешны на работе, и в жизни не теряют нравственных ориентиров. Так что, похоже, за уникальной методикой интенсивного пения - хорошее будущее.