Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Болонский путь

Завершается этот учебный год. Но хочется заранее узнать о том, что ожидает наших студентов в предстоящем учебном году. Наш корреспондент ответ на этот вопрос получил непосредственно от президента НовГУ А.Л. Гаврикова.


Активно начинает нарастать участие России в Болонском процессе. (Это деятельность, развиваемая европейскими странами, которая призвана сделать единообразными системы высшего образования. Болонский процесс имеет свою историю: с 1999 года состоялись 22 встречи, многие на уровне министров образования "болонских" стран, Россия в Болонском процессе участия до 2003 года участия не принимала. -Ред.). Недавно я участвовал в заседании УМО по группе радиоэлектронных специальностей. Здесь речь шла о внедрении стандартов третьего поколения "бакалавриат плюс магистратура" и рассматривалась проблема "бакалавр по специальности", "магистр по специальности". Это новое для нас. Хотя во втором поколении первый шаг нами уже сделан: произведена группировка специальностей в направления. И теперь это уже норма - "бакалавр по направлениям", "магистр по направлениям".

Теперь серьезно обсуждается проблема "бакалавр по специальности", "магистр по специальности". При её решении система будет таким образом упорядочена.

Есть ещё проблема: наша 5-летняя подготовка специалиста уже многих не устраивает. В частности и самих студентов. В Петербурге, Москве, да и у нас, все чаще студенты уходят работать недоучившись. Все говорят, что нужна первая ступень короче, чем есть сегодня. Четыре года - срок, за который можно получить диплом. Это реально, поскольку вводится понятие "бакалавр по специальности" - специалист с высшим образованием первой ступени. И министерство труда вводит эту категорию как квалификационную, чего раньше не было. А раз категория квалификационная, значит, будут предусмотрены рабочие места для выпускников с таким дипломом.

Это и есть российский ответ на Болонский процесс.

В глобальном объёме речь идет о признании наших дипломов. Для этого надо ввести соответствие, по крайней мере, по срокам обучения. Будут учитываться международные стандарты, в частности европейские, по структуре содержания, переход на систему зачетных баллов. Эту задачу и мы будем решать. УМО занимается выработкой конкретных методик определения зачетных баллов. На уровне министерства будут нормативные документы, которые позволят достаточно просто рассчитывать зачетные баллы и отражать это в приложениях к дипломам. Думаю, это скоро произойдет. И наш университет войдёт в Болонский процесс.