Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Площадь Строителей - настоящее и будущее.

Татьяна Данилова

Дни науки, прошедшие в НовГУ в первой декаде апреля, объединили преподавателей, аспирантов и студентов всех факультетов. Конкурсы, олимпиады, семинары, выставки показали, что высшая школа Великого Новгорода действительно находится на высоте.


8 апреля на факультете искусств и технологий (ФАИС) состоялось обсуждение проектов по реконструкции площади Строителей - так завершились Дни науки на факультете. По сути дела, это была ролевая игра в профессию будущих архитекторов и дизайнеров архитектурной среды. Несколько десятков работ были представлены на суд зрителей и:покупателя, в роли которого выступил заведующий кафедрой архитектуры, доцент Н. Н. Брус.

- Студенты, чьи работы мы сегодня обсуждаем, - пояснила декан ФАИСа Татьяна Михайловна Кауда, -учатся на 5 курсе. Это означает, что через год они станут специалистами, и очень важно, чтобы будущие дизайнеры и архитекторы привыкали к коллективному творчеству. Именно поэтому у нас сегодня не просто защита проектов, а ролевая игра, в которой ребята получают навыки корпоративной работы. .Они должны справиться с этой задачей, потому что говорят на одном языке - проектном.

Обсуждались клаузуры: самостоятельные работы, в которые не вмешиваются преподаватели. Внешне клаузура выглядит как лист ватмана, на котором изображены чертежи, макеты, рисунки деталей проекта. На работу над клаузурой отводится 4 часа, и за это время студент должен не только показать свою идею, но и доказать ее. Потом уже вместе с преподавателем обсуждаются все работы. Оцениваются они по многим параметрам, среди которых и такой - удалось ли изобразительными средствами решить поставленную проблему.

Которая в данном случае не надумана, а реально существует. Не говоря уже о транспортном вопросе и отсутствии толковых пешеходных переходов, площадь Строителей действительно - место довольно унылое. Завод, глухая бетонная стена, различные административные здания старого типа, да и сами корпуса университета с политехническим колледжем- все это расположено без какой-либо серьезной архитектурной проработки. Восполнить этот пробел и решили студенты ФАИСа, взявшиеся сделать архитектурно- пространственную композицию площади более гармоничной.

Идей было достаточно. Говорилось о необходимости создания некоего молодежного образовательного пространства, рекреационных зон для студентов и преподавателей, разделении пешеходных и транспортных потоков. Решения ребята предлагали самые разные: от сравнительно доступных, таких как использование настенной живописи - граффити - в качестве дизайнерского средства организации архитектурной среды до самых фантастических. В числе их - создание системы галерей, соединяющих корпуса университета и служащих одновременно надземными переходами. Предлагалось поднять автотрассу на 6 метров, в центре площади сделать кафе и даже подъемную сценическую площадку, а под землей устроить целую пешеходную систему.

Студенты задействовали в своих замыслах крыши зданий и даже виадук, предложив разбить его на два яруса, отделив таким образом пешеходные дороги от транспортных артерий. А некрасивую трубу было предложено реконструировать в маяк, который освещал бы округу ночью.

Но не следует думать, что все идеи воспринимались априори. Так, предложение направить транспортные потоки в подземные тоннели встретило возражение будущих специалистов - перекрестки под землей не делают. Очень часто звучал вопрос "для чего?". Студенты (они же конкуренты) предлагали друг другу объяснить функциональное назначение тех или иных проектов. Представить возможные технологи реализации замыслов. Как, например, надземным переходом пользоваться инвалиду или маме с коляской? В общем, время от времени размечтавшиеся проектировщики сами себя деликатно опускали на землю.

Так что процесс "покупки" лучшего проекта выглядел вполне правдоподобно. Соперники, во всяком случае, не дремали. И хотя сегодняшние мечты - это завтрашние реалии, будущих специалистов ориентируют правильно. Не забывая о завтрашнем дне, нужно в первую очередь профессионально решать сегодняшние проблемы.

- Мы ищем разные педагогические приемы.- подытожила работу Т. М. Кауда, -И клаузуры - очень перспективный способ обучения в коллективе. Потому что именно здесь вырабатывается то, что называется личным творческим методом архитектора, дизайнера.

Победили в конкурсе-игре Полина Папичева, Ирина Зарембо, Ольга Семенова и Илья Федоров. Они уже овладели этим методом в полной мере.