Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Небесная картография

Михаил Бударагин

Помните, как звучит знаменитая история о русском мальчике, которому принесли карту звездного неба? Правильно, он эту карту взял и исправил.


Современные российские прозаики так и делают. Сорокин, Пелевин, Лимонов, Цветков перекраивают одну и ту же большую звездную карту, наслаждаясь тем, что к созвездию Водолея можно пририсовать ещё одну звездочку. Вся эта нехитрая картография живет сама по себе, питаясь какими-то внутренними соками, игрой слов, заигрыванием с кинематографом. Но Водолей две тысячи лет назад был Водолеем и через две тысячи лет им и останется. А русских мальчиков - сколько их было, сколько их будет:

На этом скудном фоне произведения сербского писателя Горана Петровича смотрятся даже не вызывающе, а почти неприлично. У писателя - так думается после наших мальчиков - должна быть своя эстетика. У Петровича нет эстетики. Нет и антиэстетики. Вообще ничего нет. В текст проваливаешься, как в бездну: глубокую, звездную бездну. А ведь эстетика, она на то и существует, чтобы скрывать эти страшные для читателя провалы в тексте. При этом априори подразумевается, что без костылей этики, эстетики и идеи глупому читателю в пространстве текста делать нечего.

Для Петровича глупых читателей не существует. Да и вообще не существует для него никого и ничего, кроме своего, тщательно выстроенного мира. Текст "Атласа, составленного небом" подобен вселенной, которую прорисовал до травинки немного пьяный гениальный девятилетний художник.

Смысл романа прост и безыскусен. Есть Дом и есть Град. Дом - последнее пристанище человечка-Подковника, влюбленного в Сашу, Молчаливой Татьяны, поющей песню о пении, поклонницы кино Эстер, Драгора, носящего в чемоданах абсолютную Легкость и абсолютную Тяжесть, эманации автора Богомила: Род занятий этих людей поддается описанию с трудом. Дабы не возникло у кого-нибудь желания обвинить обитателей Дома в тунеядстве, скажем только, что в их аквариуме плавают рыбки, сотканные из Лунного света.

Параллельно с Домом и Градом существует в романе огромный абстрактный текст Энциклопедии Serpentiana. (идеальный тезаурус) и около ста самых различных источников, представляющих собой словесные иллюстрации. Для большей понятности текст снабжен ещё и примечаниями Картографа. Какое отношение к роману имеет некто Горан Петрович, заявленный как автор, понятно не всегда.

Организация текста причудливо переплетает в себе элементы детективного и любовного романов, словаря, лирического дневника, записок охотника за снами, которые снятся Подковнику, а также мудрых изречений, собранных со всего света. Пласт мифического лежит на бытовом пласте, который в свою очередь покоится на пласте романтическом и так далее, пока сил на раскопки хватит. А под всеми этими наслоениями находится карта звездного неба, составленная лично Гораном Петровичем и жителями Дома, которые сняли крышу, чтобы заменить чердачную пустоту живым атласом.

Какой в этом всем смысл?
"НА ЧТО ЖЕ ПОХОЖ ПОЦЕЛУЙ,
ПРОСТОЙ, КАК ПИРОЖНОЕ,
ПОСЫПАННОЕ САХАРНОЙ ПУДРОЙ
Именно на это и похож".

Да-да, на это и похож. А вы думали: эстетика постмодерна, небесная картография, великий сербский прозаик.
Не напрягайтесь, друзья. Всё просто, как пирожное.