Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Дон Гуаны по случаю.

Сергей Козлов

Я всегда считал, что у нас в городе уделяется недостаточно внимания самодеятельным театрам. Поэтому я решил исправить это досадное упущение. Сначала я посетил Театр юного зрителя, спектакль "Каменный гость" (по "Маленькой трагедии" А.С. Пушкина).


Но сначала я изложу суть беседы с художественным руководителем ТЮЗа, которая состоялась после спектакля. По структуре театр представляет собой студию и основной состав. В студии желающие (причем среди учеников наблюдаются школьники, студенты, служащие, то есть люди совершенно разного возраста) обучаются актерскому мастерству, а студию ведут актеры и будущие режиссеры, которые учатся в училище искусств. Самые способные ученики переходят в основной состав и участвуют уже в спектаклях, показываемых широкой публике. А публика эта действительно широка: репертуар театра на удивление многообразен. Это и совсем детский спектакль "Маленькая Баба-Яга", и виденный мной "Каменный гость" для старшего школьного возраста, и "Царевна-лягушка" - сказка с взрослым подтекстом. А в скором времени они планируют поставить "Собачье сердце" М.Булгакова. В пределах школьной программы, но даже не всякому взрослому эти произведения будут понятны.

К сожалению, я здесь столкнулся с вечной бедой самодеятельных (да и в общем-то любых) театров - практически полное отсутствие финансирования. Театр не может выезжать на гастроли, нет денег на хорошие декорации, хорошие костюмы, и это было видно по обстановке спектакля. К тому же, нет возможности играть часто, поскольку люди учатся и работают.

Теперь стоит рассказать о самом спектакле. Несколько минут, которые я провел в зале перед началом спектакля, привели меня в недоумение и даже несколько раздражили. Оглушая, ревела современная музыка, и на узком пространстве между сценой и креслами в полутьме танцевали как на дискотеке молодые актеры. Они разговаривали о чем-то своем. Создавалось впечатление, что актеры знают о находящихся в зале зрителях, но упорно делают вид, что их здесь нет. Несмотря на общее положительное восприятие всего спектакля, этого момента я никак не принимаю. Попытка создателей привлечь внимание юного зрителя вызвала обратный эффект: актеры закрылись в своем мире, и между ними и зрителем встал матовый барьер, интерес потерян. Конечно, я с трудом преодолел этот барьер, чтобы в достаточной мере воспринять постановку. По моему разумению, дальше актеры, увидев нехитрые предметы на сцене (накидка, шляпа, колонна и другое), решают представить "Каменного гостя". Практически полное отсутствие костюмов и реквизита нисколько не смущало, поскольку было гораздо интереснее наблюдать развитие знакомого во всех деталях действия. К моему удовольствию, до определенного момента спектакль отличался камерностью. Приятно было слышать стихи Пушкина в достаточно профессиональном исполнении. Александра Попова, играющего Дона Гуана, художественный руководитель ТЮЗа называет одним из самых интересных актеров театра. В первой сцене в режиссерской задумке есть момент, заставивший меня задуматься. Во время диалога на кладбище у церкви Дон Гуан и Лекорелло распивают бутылку (вероятно, вина). Когда появляется монах, ему тоже наливают. Актер хорошо изобразил первоначальную нерешительность, но потом резким движением опрокинул в себя стакан. Почему-то не хочется воспринимать этот эпизод как неверие режиссера в истинность соблюдения монашеского образа жизни. Иначе постановка пополняется еще одним персонажем, носящим отрицательные черты.

Часть следующей сцены (в доме Лауры) выпадает и больше напоминает дивертисмент. Эта дискотека резко отличается по духу от предыдущей и последующих сцен, она вообще не воспринимается как часть спектакля. Зато очень сильным я считаю противопоставление холодности Дона Карлоса и страстности Дона Гуана. На их фоне гораздо резче выступает ветреность Лауры, и приобретает роковой смысл слова Дона Карлоса: ... Но когда

Пора пройдет, когда твои глаза

Впадут и веки, сморщенные почернеют,

И седина в косе твоей мелькнет,

И будут называть тебя старухой,

Тогда - что скажешь ты?

Происходящее на сцене завораживает. Но когда в эпизоде схватки происходит имитация шпаг, вспоминаешь, что это не настоящие чувства, а всего лишь театр...

Но страсть опять нарастает в известной сцене свидания в церкви. Донна Анна на втором плане, чтобы ее безвольная сущность не заслоняла блестящей игры Дона Гуана. Дон Гуан - Попов проходит все стадии - от увлечения до страсти, после согласия его чувства выливаются не в тривиальное восхищение, а в почти истерический смех. Это самое точное изображение состояние человека после победы.

Оригинально и просто решена статуя командора. Она представляет собой простую колонну, которую раскачивают юные актеры, сидящие в глубине сцены и играющие эпизодические роли (монаха, гостей Лауры). При минимуме средств, затраченных на спектакль, это очень удачная находка.

Сцена в комнате Донны Анны является логическим продолжением свидания в церкви. Донна Анна продолжает холодно отбиваться, а Дон Гуан чувствует, что его страсть переходит в настоящую любовь.

Заканчивается спектакль самым обычным для такого рода постановок способом: актеры разоблачаются на сцене, и почему-то, складывают вещи рядом с Донной Анной и преклоненным перед ней Доном Гуаном.

Несмотря на то, что театр этот самодеятельный, и что большинство актеров еще учатся, видно их мастерство и любовь к театру. Их искусство трогает душу, и благодаря им известные классические произведения находят место в современной жизни.