Современная педагогическая культура строится и развивается
на фундаменте тех богатейших запасов педагогических знаний,
которые накоплены человечеством.

 Великие педагоги прошлого 


Пирогов Н.И.

Николай Иванович Пирогов (13 (25) ноября 1810, Москва 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы) русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук.
Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу отечественной педагогической науки. Н.И. Пирогов заслужил признательность не только на ниве медицины, но и в области народного образования и подготовки учительских кадров.

Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципах гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.
Педагогические взгляды:
считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственно кругозором: «Быть человеком вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке: «Презрение к родному языку позорит национальное чувство».
Указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.
Критика сословного профессионального образования: выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям.
Дидактические идеи:
учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.
Система народного образования по Н. И. Пирогову:

  1. Элементарная (начальная) школа (2 года), изучается арифметика, грамматика;
  2. Неполная средняя школа двух типов: классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года);
  3. Средняя школа двух типов: классическая гимназия (5 лет общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  4. Высшая школа: университеты высшие учебные заведения.

Избранные педагогические сочинения/Н.И. Пирогов Вопросы жизни. Дневник старого врача Николай Пирогов. Его жизнь, научная и общественная деятельность Н. И. Пирогов. Собрание литературно-педагогических статей Н. И. Пирогова. 1858-1861 Серия 'Жизнь замечательных людей' 


Луначарский А.В.

Анатолий Васильевич Луначарский: (11 (23) ноября 1875 26 декабря 1933)  русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930), с 1917 по 1929  нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года.
1917 год: нарком А. В. Луначарский призывает к борьбе с неграмотностью. Говорит о школе, доступной для каждого, в которой будут устроены санитарные кабинеты. Кусок мыла в каждую школу для 1917-го это был смелый лозунг.

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры  в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино.


Крупская Н.К.

Надежда Константиновна Крупская (Ульянова): (14 (26 февраля) 1869 27 февраля 1939) советский партийный и общественный деятель.
Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года Крупская являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году она была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, стала инициатором создания общества «Друг детей». В 1929 году заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР.

Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Крупская, как идеолог коммунистического воспитания, была критиком педагогической системы, разработанной А. С. Макаренко.
Видеофильмы о жизни Н.К. Крупской:
Фильм "Крупская Н.К.: http://www.youtube.com/watch?v=_-4HrR2arKw
продолжение 1: http://www.youtube.com/watch?v=0q5FXHJe-Pg
продолжение 2: http://www.youtube.com/watch?v=3dHiHQnfD98


Макаренко А.С.

Антон Семёнович Макаренко: (1 марта 1888 – 1 апреля 1939) – советский педагог и писатель.
Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А.М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского А.С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны.

Многочисленные труды А.С. Макаренко, особенно «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в большие его возможности.
Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».
Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики. Член Союза советских писателей (с 1934 года). В начале 1939 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1914 или 1915 году написал первый рассказ. После книг о коммуне имени Ф.Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД – 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма» (1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями – «Флаги на башнях», так и над автобиографическими материалами – повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

    

Материалы о А.С. Макаренко:

  1. Презентация о Макаренко А.С. (.ppt, 10,2 Мб).
  2. Произведения А.С. Макаренко (http://antmakarenko.narod.ru/#hood).
  3. Педагогический музей А.С. Макаренко (http://www.museum.ru/M372).

Видеофильмы о жизни А.С. Макаренко: фильм "Макаренко А.С. (6 частей):

  1. часть1 (http://www.youtube.com/watch?v=inMP8tGo7R0&feature=related);
  2. часть 2 (http://www.youtube.com/watch?v=Rsw9p6N_lI0&feature=related);
  3. часть 3 (http://www.youtube.com/watch?v=LtNw5UMwXTY&feature=related);
  4. часть 4 (http://www.youtube.com/watch?v=u2hANsPmiQE&feature=related);
  5. часть 5 (http://www.youtube.com/watch?v=_J-1xApv89U&feature=related);
  6. часть 6 (http://www.youtube.com/watch?v=j0VqOmtIdzw&feature=related).

Сухомлинский В.А.

Василий Александрович Сухомлинский: (28 сентября 1918 2 сентября 1970)  педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Биография проста, пряма как луч. Обычный директор провинциальный школы беззаветным служением своему делу, детям, Родине оставил неизгладимый след на Земле, навсегда вошёл в плеяду великих русских педагогов, великих гуманистов, подвижников.

Его жизнь  воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд, большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся, важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых. Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса: педагог – воспитанник – коллектив.
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: "Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать".
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».
Своим опытом Сухомлинский щедро делился: сорок одна монография, более шестисот статей; 1200 художественных произведений: рассказы, сказки, притчи. Тираж книг превысил пять миллионов. Книги переведены на многие языки.
Книга его жизни – «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР  1974, посмертно).

     

Материалы о В.А. Сухомлинском:

  1. Презентация "Василий Александрович  Сухомлинский" (.ppt, 19.9 Мб)

Материалы В.А. Сухомлинского:

  1. Книга "Сердце отдаю детям", в которую включены три произведения: "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", а также "Письма к сыну" (http://lib.komarovskiy.net/knigi/suxomlinskij-va-serdce-otdayu-detyam).
  2. Взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание (.doc, 44 Кб).

 Педагоги-новаторы


Амонашвили Ш.А.

Амонашвили Шалва Александрович (1931), грузинский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989-91), доктор психол. наук (1973), профессор (1980).
После окончания Тбилисского университетата (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 – директор), с 1987 – ген. директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.
В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе".

С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили – “педагогика целостной жизни детей и взрослых” – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми.
Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в “уроки счастья жизни”, познания, общения, взросления.
Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия.
Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще с времен Авиценны: “Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!” Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечёт за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребёнка, методах воспитания и обучения, влечёт за собой впоследствии неправильно сформированную личность. “Педагог обязан изучить ребёнка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс”.
По мере накопления педагогического опыта Амонашвили пришёл к выводу, что настоящий учитель должен быть актером. Как артист на сцене забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителя воспринимать спектакль как действительность, так и педагог, входя в класс, должен забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих “зрителях”, учениках, каждый из которых имеет свой собственный характер, мировоззрение, но все они без исключения должны быть вовлечены в общий творческий процесс обучения.
Нравствственная основа детской учебной кооперации в системе Амонашвили – способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, обучение чтению – от беглого чтения до знакомства с буквами.
Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада”. Завоевать любовь детей – насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества”.
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, её методы, приёмы, формы, “пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утончёнными, гибкими, целенаправленными и потому – эффективными”, – утверждает Ш.А. Амонашвили.
Из этих высказываний определённо видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся.  Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.
Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях. Автор книг, переведённых на многие языки. Совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издаёт 100-томную "Антологию гуманной педагогики".

    

    

Материалы о Ш. Амонашвили:

  1. Педагогика  Ш. Амонашвили: http://ps.1september.ru/2000/56/4-1.htm
  2. Методика Ш. Амонашвили: http://www.razumniki.ru/shalva_amonashvili.html
  3. Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили:  http://docs.google.com/View?id=dhjwzhtd_37dmsjhqcc

Видеофильмы:

  1. Коллекция «Шалва Александрович Амонашвили»: http://video.yandex.ru/users/ponttor/collection/59/

Книги Ш. Амонашвили:

  1. Амон-Ра (.doc, 1,3 Мб);
  2. Спешите, дети, будем учиться летать (.doc, 83 Кб);
  3. Без сердца что поймём (.doc, 128 Кб);
  4. Созидая человека (.doc, 395 Кб);
  5. Исповедь отца сыну (.doc, 516 Кб);
  6. Школа жизни (фрагменты книги) (.doc, 329 Кб);
  7. Школа жизни. Улыбка моя, где ты? (.doc, 185 Кб);

Москаленко К.А.

Константин Александрович Москаленко (1917-1984) – учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого метода» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны.
Труды К.А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода», метода передовых учителей-новаторов. В 1959 году в журнале «Народное образование» было опубликована статья Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широких резонанс в СССР и социалистических странах. 

В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку  структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения. К.А. Москаленко подготовил большую группу учителей, ставших отличниками народного просвещения, кавалерами орденов и медалей, лауреатами различных педагогических премий.


Шаталов В.Ф.

Виктор Фёдорович Шаталов (1927) – педагог-новатор, народный учитель СССР, почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины.
Имя педагога-новатора из Донецка Виктора Шаталова  было широко известно в советское время. Его эксперимент гремел по стране, он собирал всесоюзно-телевизионные залы в Концертной студии Останкино, имел множество энтузиастов-последователей.
Автор системы обучения с использованием опорных сигналов.

В этой системе учебный материал представлен в вербально-графической форме. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий.  Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные “предложения”, объём и сложность которых варьируется на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.
Имеет более пятидесяти опубликованных книг. Живёт в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования.


Материалы В.Ф. Шаталова:

  1. Полный вариант книги В.Ф. Шаталова "Фамильная геометрия" (.pdf, 268 Кб);
  2. Опорные конспекты В.Ф. Шаталова по астрономии (фрагмент, .pdf, 130 Кб);
  3. Книга В.Ф. Шаталова "Эксперимент продолжается"  – читать/скачать (http://webreading.ru/home_/home/viktor-shatalov-eksperiment-prodolghaetsya.html);
  4. Образец опорного конспекта по стереометрии (.jpeg, 112 Кб);
  5. ВИКТОР ШАТАЛОВ: "МОИ ДЕТИ ЗАКАНЧИВАЮТ ШКОЛУ НЕ В 11-М, А В 9-М КЛАССЕ" (статья в формате .pdf).

Лысенкова С.Н.

Лысенкова Софья Николаевна педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов.

Предложенный Лысенковой С.Н. приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп.
Важнейший элемент методики Лысенковой С.Н. опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе.
Исходя из своего многолетнего опыта, С.Н. Лысенкова пришла к интересным выводам о совершенствовании системы обучения в младших классах.
Это, прежде всего, идея комментированного управления учебным процессом. Сначала это был приём по включению каждого ребёнка в учебную работу, а потом как важный элемент методической системы. Его смысл состоит в том, что, по предложению учительницы, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее операции. Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 один ученик вслух говорит, какие действия он производит, т.е. он “ведёт”. В это время все учащиеся в своих тетрадях делают то же. Все они понимают смысл производимых действий. По сути, это этап интериоризации при формировании умственных действий (по П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной). Так выдерживается высокий темп урока, развивается у ребят речь, логическое мышление. К четвертому классу комментированное управление перерастает в доказательное. Надо сказать, что приём комментирования широко использовался в средних классах в опыте липецких учителей (1960).
Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С.Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Учительница подтвердила жизненность этой мысли и блестяще её реализовала в начальных классах. Реализация опережающего обучения имеет три этапа:
      I предварительная подготовка учащихся: введение первых порций (элементов) будущих знаний;
      II уточнение новых понятий и их применение;
      III открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.
В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал.
В практической деятельности С.Н. Лысенкова использует и алгоритмы. В частности, по этому принципу она широко пользуется опорными схемами, а также другими пособиями, набором дидактических знаков, таблиц, карточек. Схемы помогают учащимся овладению мыслительными приемами. С.Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятий с учащимися, считая их пустой тратой времени. Благодаря разработанной системе ей удалось добиться нормальной успеваемости всех учащихся.
Человечностью, гуманизмом отличается общение С.Н. Лысенковой с учащимися. Это вызывает ответную любовь и доверие детей к ней.

Материалы С.Н. Лысенковой:

  1. "Использование опорных схем на уроках русского языка в начальной школе" (.pdf, 72 Кб).
  2. "Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить маленьких (первый урок, чтение русский язык)." (.pdf, 112 Кб).
   

на начало