Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Технолог, а не "трудовик"

Анна Михайлова

Все учились в школе и помнят уроки труда (сейчас - технологии), где мальчики собирали табуретки, а девочки шили фартуки и пекли пироги.


Полученные знания кому-то пригодились, кому-то нет. Но без этих уроков нельзя представить школьные годы.

В ИНПО НовГУ на кафедре педагогики, технологии и ремесел готовят учителей технологии, которые будут учить школьников премудростям ведения быта, умению обращаться с инструментом и многому другому. О том, насколько востребованы эти специалисты-универсалы, рассказывает заведующий кафедрой П.А. Петряков:

- Наши выпускники работают в городских и в сельских школах, в кружках, связанных с техническим творчеством, в сфере дополнительного образования: в Доме народного творчества, в Доме детского и юношеского творчества имени Голикова. Студенты из сельской местности, которые в этом году закончили обучение, почти все вернулись на село, пошли в образование, где ведут не только предмет "Технология". На пятом курсе мы заранее берем у наших студентов координаты. Стараемся взаимодействовать с выпускниками, поддерживаем с ними связь. Это делается для того, чтоб рассказать абитуриентам, как устраиваются наши выпускники. В сферу образования наши выпускники идут, чаще это девушки. Но, к сожалению, для них не всегда хватает мест, для юношей вакансий больше.

- Пётр Анатольевич, а где еще могут работать выпускники Вашей кафедры?

- В этом году мы перешли на двухуровневую систему подготовки: бакалавры и магистры. При проектировании учебных планов мы включили в программы курсы по машиноведению, предпринимательству, дизайну, информационным технологиям. Если выпускник не попадет в систему образования, то может применить свои знания в другом месте. Многие идут в малый бизнес, открывают свои предприятия. Сейчас создан благоприятный климат для этого в области. Впоследствие он может повышать свою квалификацию, база у него уже будет. Студенты во время учебы проектируют разнообразные изделия, разрабатывают бизнес-планы, занимаются расчетами. После окончания университета они уже открывают свое дело.

- Отличаются ли программы предмета "Технология" в школе города и деревни?

- Да, конечно. Есть федеральный компонент, который обязателен для любой школы, но есть и специфика. Для села нужны кадры, поэтому нужен задел, ребят изначально подготавливают, поэтому здесь дополнительно ведутся уроки по сельхозтруду, учат обращаться с сельхозтехникой.

- Какое имеют значение уроки технологии в школе?

- Сейчас школьника важно не только вооружить технологическими умениями, но и познакомить с производством и проектированием изделий. Раньше уроки проходили в определенном режиме: учитель предлагал образец, а школьники его копировали. Теперь на уроках технологии ученик должен придумать изделие, разработать разные варианты, рассчитать себестоимость и только потом изготовить. На уроках технологии формируется проектная культура, особое мышление, которое важно для современного человека. Сейчас школы сотрудничают с предприятиями, которые дают своё оборудование для уроков технологии с тем прицелом, чтоб ученики потом могли перейти работать на само предприятие.

- А воспитательный момент есть?

- Конечно, в школе всегда есть воспитательный компонент, и на уроках технологии тоже. Здесь формируется отношение к труду: пока школьник своими руками не попробует что-то сделать, он не будет с достаточным уважением относиться к чужому труду. Плюс бережное отношение к ресурсам, навыки утилизации отходов.

- Есть ли возможности для ваших студентов получать дополнительные стипендии, гранты?

- Такие возможности у них, конечно, есть. Например, в прошлом году наша студентка Мария Алексеева ездила в Польшу. Перед этим она выиграла небольшой образовательный грант. Все зависит от студентов. -Препятствием может стать незнание иностранного языка. Но вообще у студентов есть большой потенциал. Наши студенты получали и городские, и университетские стипендии. Мы стараемся создавать условия для развития студентов. 2011-й год был очень интересным и плодотворным для нас - наша кафедра заняла первое место по научно-исследовательской работе студентов.

- Те, кто работают на селе, получают дополнительную помощь?

- Политика нашего региона сегодня направлена на то, чтобы поддержать молодых специалистов на селе. Конечно, будет наращиваться финансовая поддержка и помощь в получении жилья. Мы стараемся доводить эту информацию до студентов, чтобы они могли сориентироваться в выборе работы. Хотя, повторяю, ребята и так возвращаются на село.