Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Евангелие Достоевского

Мария Фединцева, 2 курс, кафедра журналистики

Традиционными в НовГУ стали встречи в честь Дня славянской письменности и культуры.


Слева направо: В.Захаров, Б.Тихомиров и С.Коварская.
Слева направо: В.Захаров, Б.Тихомиров и С.Коварская.

24 мая в Центре творческой интеллигенции им. В.В. Сороки студенты и преподаватели встречались с одними из крупнейших специалистов по творчеству Ф.М. Достоевского профессором В.Захаровым и доктором филологических наук Б.Тихомировым.

В этот день состоялась презентация труда авторов: "Евангелие Достоевского. Личный экземпляр Нового Завета 1823 года издания, подаренный Ф.М. Достоевскому в Тобольске в январе 1850 года".

Издание состоит из двух томов. В первом опубликовано факсимиле и постраничное описание помет, которые делал писатель: загибы и закладки страниц, подчеркивания карандашом и чернилами, а когда их не было в распоряжении, то и ногтем. Во второй том - "Исследования. Материалы к комментарию" - включены статьи вице-президента Международного общества Ф.М. Достоевского доктора филологических наук В.Захарова и заведующего научно-исследовательским отделом рукописей РГБ доктора исторических наук В.Молчанова, а также материалы к комментарию президента Российского общества Достоевского доктора филологических наук Б.Тихомирова.

Оказалось, подготовка факсимильного издания вышла почти случайно. Владимир Николаевич Захаров зимним вечером, поднеся книгу к свету, заметил пометку крест-накрест ногтем. Оказалось, вся книга была так исчиркана. Позже при реставрации в Российской Государственной библиотеке запачканные листы стали выбеливать, переплет разодрали и сняли: реставраторы не знали, что он был надрезан самим Достоевским, когда тот извлекал из книги десять рублей, вложенные женами декабристов. Когда Евангелие вернули, профессора пришли в ужас: пометки почти все исчезли. Помогла криминалистическая фотография - на ней еще до реставрации при копировании пометы отразились и остались видны. А благодаря разработанной в НИО рукописей РГБ методике оптико-электронной текстологии удалось открыть более 1400 малоразличимых помет.

...В январе 1850 года на пути Федора Михайловича в острог, в Тобольске его посетила Наталья Фонвизина - жена декабриста Михаила Фонвизина - и подарила Евангелие, изданное около 30 лет назад. А в переплет были вложены десять рублей. Вряд ли дарители предполагали, что Евангелие станет для писателя единственным чтением на каторге, настольной книгой на всю жизнь.

Все четыре года каторги писатель ежедневно читал, вдумываясь в строки священного писания. Оно очень повлияло на его будущие творения. Романы достигают предельной остроты именно там, где есть религиозная проблематика. Сам Достоевский говорил, что это период его перерождения и убеждения. Евангелие до последнего дня было настольной книгой писателя. Он вкладывал в него важные документы и самые дорогие предметы, например, веточку туи, взятой Достоевскими с могилы их трехмесячной дочки.

Ещё одно интересное открытие - сибирская тетрадь, первая из дошедших до нас рабочая тетрадь Достоевского, которую он вёл на каторге тайно, записывал колоритные народные высказывания, сценки, диалоги, яркие словечки. Но тетрадь нельзя было показывать. Профессора провели эксперимент - вложили в Евангелие сибирскую тетрадь и они абсолютно совпали: так Федор Михайлович её прятал.

Достоевский даже гадал по тексту священного писания. Однажды книга раскрылась на третьей главе евангелиста Матфея (стих четырнадцатый и пятнадцатый), где написано "Не удерживай". Федор Михайлович увидел здесь знак смерти и действительно умер в этот день.

Евангелие дает для понимания Достоевского намного больше, чем любое исследование о нем. Но прежде, чтобы познакомиться с ним, надо было отправляться в РГБ. Да и на сколько такого раритета хватило бы? Факсимильное издание помогло найти выход: и читатели не в обиде, и книжный шедевр не потерпит урона. Так что теперь познакомиться с Евангелием Достоевского могут все желающие в читальном зале ИГУМ.

Кстати, творческий настрой встрече задало выступление учащихся воскресных школ Софийского и Покровского соборов: они исполнили духовные песнопения и настолько понравились зрителям, что выступили "на бис".