Сюрреализмом по школе, или как учителю себя преподать? |
Диана Бирковская
|
Бытует мнение, что плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит ее находить. |
Аксиома? Ценная рекомендация или чья-то "выжатая" мудрость? Быть может. Понимаю, мир и так оглох от бесполезных слов, а тут еще чьи-то анонимные наставления. Педагог и без того ежедневно встает на борьбу с пустоголовьем. Которое, кстати, норовит развиться в хронической форме и - привет! Тогда можно будет говорить о новой болезни XXI века. По сути "пустой" значит "бессодержательный". А как быть с интеллектуальными пустотами? Это в искусстве все просто. Искусство сегодня - это не когда правда, а когда красиво. Одним словом, условность. В жизни же в слишком простом ищут подвох, много говорят и много смеются. Потому что когда серьезно - всем страшно. Хотя стоп! Не все так трагично. Чтобы баланс знания и невежества был сохранен, построили школы. То, что потом современная экспериментальная режиссура прошлась по ним сюрреализмом - закономерно. Бичевали пороки с тех пор, как мир устроился. Начиная с Эзопа и заканчивая Гай-Германикой. Получается: время проходит, а сюжеты те же. Классическая зарисовка - школьники и учителя. Доверительный диалог между ними возможен. Даже несмотря на то, что авторитет взрослого - давно не помеха дерзости и хамству в школе. Сегодня молодежь, которая росла на сломе эпох, требовательна к своей персоне. В условиях постатеистических реалий им ни к чему выстраивать долгосрочную перспективу, о которой твердят в учительской. Все эти планы: институт, семья, накопили на холодильник, теперь копим на телевизор, - не иначе как вздор. Живем в коротком временном отрезке, учимся наспех и без энтузиазма, теряем ночи в сети: "Перенастроить" головы молодых сложно. Да и разблокировать систему не каждому удается. Необходим талантливый педагог. Спросим у школьников, каким должен быть учитель, чтобы его уважали, чтобы охотно посещали его занятия? Алина Мельникова, 10 класс: Ответ, на самом деле, прост. Главное, чтобы учитель был твоим другом. Определяющим в этом вопросе будет доверие. Чтобы ты без стеснения мог подойти к учителю и признаться в том, что тебе неясно. Юлия Гричух, 9 класс: Хороший учитель всегда придет на помощь. Не будет раздражаться на то, что не понял тему, и не станет отсылать тебя к репетиторам. А просто поможет, растолкует, после уроков, до уроков - неважно. Вячеслав Епифанов, 10 класс: Я могу рассказать о том, какой я представляю себе идеальную учительницу. Ну, это молодая красивая женщина, с приятным голосом, в котором как можно меньше строгости. Обязательно справедливая. Прежде всего, по отношению к себе. Знаете, учителя иногда могут перегнуть палку. И еще, она должна все хорошо объяснять. Ну, чтоб мне было ясно. Ирина Владимировна Тихонова, учитель физики гимназии "Исток", руководитель методического объединения учителей физики, химии и информатики, председатель ассоциации преподавателей физики Новгородской обл.: На мой взгляд, дети очень проницательны. Они должны чувствовать уважение к себе и главное - искреннее желание помочь им стать умнее. Разумеется, панибратство по отношению к ученикам исключено. Важно, чтобы на уроках ощущалась обоюдная увлеченность предметом. Выходит, дети все-таки видят в педагоге, прежде всего, понимающего человека. То есть они готовы делиться с ним переживаниями, обсуждать будущее и вместе искать истину. А вопрос, как именно эту самую истину преподнести, остается открытым. |