Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Учитель в Финляндии - это круто

Подготовила Анна Михайлова

Стажировки студентов НовГУ в за границей сегодня уже не редкость.


Новгородцев можно встретить в самых разных уголках мира. Но, безусловно, именно европейские вузы играют важнейшую роль в международном сотрудничестве с НовГУ, и наши студенты чаще перенимают опыт там. Как и случилось с Дмитрием Тришиным, студентом ППФ Института непрерывного педагогического образования.

Как рассказала нашей газете руководитель Центра сотрудничества со странами Скандинавии и Балтии НовГУ А.В. Зайченко, инициатором и координатором проекта стал университет города Турку (Финляндия). Наш университет в международной программе "FIRST" участвует с 2009 года, когда состоялась поездка студентов НовГУ в Турку. С университетом Турку НовГУ связывают долгие годы сотрудничества на уровне факультетов, однако более полно эти связи стали укрепляться после принятия участия Новгородского университета в проекте Эразмус Мундус. В этом году стажировки продолжаются.

Сегодня множество студентов из разных стран имеют возможность развивать свое образование и налаживать контакты с молодежью других стран. Поэтому среди стажеров в Турку ребята из США, Германии, Сербии и Хорватии, стран Африки. Много студентов из российских городов: Москвы, Петербурга, Иркутска, Томска и т.д. Из них, можно сказать, образовалась маленькая русскоязычная диаспора. Хотя организаторы проекта стараются организовывать проживание так, чтоб рядом друг с другом жили студенты из разных стран.

Наши студенты выбирают курсы из того, что может предложить университет Турку, исходя из максимальной приближенности к российским учебным программам. Обучение проходит на английском языке, что представляет некоторую сложность для россиян. За время обучения студенты должны накопить 20-30 образовательных кредитов. Многие преподаватели требуют помимо экзаменов написания реферата. Однако главная роль в программе отводится самообразованию, для чего университет Турку старается предоставить максимальные возможности - и дома, и в библиотеках. Студенты получают стипендию - 570 евро, которая уходит на оплату жилья и проживание.

Стажировка Дмитрия Тришина (на фото), как и предполагается по проекту, длится семестр. Недавно Дмитрий прислал отчёт, где рассказал о своей жизни и учебе в Финляндии:

"Размером Турку кажется больше Новгорода, хотя людей тут живёт поменьше, примерно 180 тысяч. Кстати, говоря о населении, русский владелец бара peipsi сказал, что в Турку живёт примерно 2-3 тысячи русских.

Так вот, возвращаясь к вопросу о размере города: создаётся впечатление, что состоит он из центра, сравнительно небольшого (минут за 20-30 пройти можно), и кучи этаких микрорайонов вокруг. До некоторых может быть и 5 километров окружённой лесами и холмами дороги, а некоторые совсем рядом. Каждый такой микрорайон обычно имеет свою архитектуру. Высотные дома только в центре, все остальные - обычно до 8 этажей. Местность тут холмистая, особенно в центре, куда ни пойдёшь - обязательно нужно идти в гору, а потом резкий спуск.

Очень выгодно расположен кафедральный собор Турку: эта довольно высокая башня с часами в 20 минутах ходьбы от центра видна практически из любого конца города. Собственно только по ней я и ориентировался первое время, да и сейчас она очень выручает, если оказываюсь в незнакомой части города.

Вот чему хочется уделить особое внимание - так это природе. По ночам можно встретить зайца или ежа прямо у своего дома. Каждое дерево "укомплектовано" своей белкой. Они, бывает, носятся по асфальтированным дорогам, копаются в листве рядом с тропинками, но чутьё не теряют и мгновенно взбираются на дерево, если подойти слишком близко. Одна студентка говорила, что видела дикую лису и кота, гуляющих вместе. Котов, кстати, на улицах не встретишь. Очевидно, их отлавливают, ну, и просто не так часто выкидывают на улицу надоевших, как это делают у нас. В городе много газонов и деревьев везде, кроме центра.

Сами финны - народ тихий, спокойный, закрытый (впрочем, близко узнать какого-нибудь финна мне так и не удалось). Уважают других и требуют уважения к себе. Ответственны и законопослушны. Всегда пропустят пешехода на "зебре". Последние же не станут переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин. Велосипеды, которые тут очень популярны, практически никогда не пристёгивают - их попросту не воруют. В городе множество стоянок для велосипедов, причём огромных, и на многих сотни велосипедов просто стоят на подножке денно и нощно. Никто не возьмёт чужого.

Теперь о студентах. На нашем факультете нас около 12, причём русский я один. Рекордное количество немцев и испанцев, примерно по 4 человека каждой национальности. Есть австралийка, студентки из Турции, Сербии. А на "курсе выживания", иными словами, базовом финском, можно встретить кучу народа с других факультетов, причём много азиатов.

Коллекционеры монет - возрадуйтесь: я без особых усилий собрал 42 разных монетки родом более чем из 10 стран.

У такой национальной разнородности студентов есть и очевидные плюсы, и минусы. Первые несколько недель у меня было очевидное ощущение того, что я никого не понимаю и никто не понимает меня. Привыкнув говорить на "русском английском" с людьми с таким же "русским английским", я, встретив людей с другими акцентами, просто не воспринимал их английский. Тут тебе и азиатский английский, и турецкий, и финский, и, самое ужасное, испанский. Впрочем, без труда я мог общаться с немцами и австралийкой: видимо, наши английские очень похожи. За два месяца моё ухо более-менее адаптировалось, и я уже понимаю даже испанский английский, не прося повторить каждую фразу несколько раз. Правда, и тут всё зависит и от уровня английского: у наших испанцев он самый низкий. Хотя у учителя, с которым я работаю в школе, британца по национальности, такой британский акцент! Ничего подобного в жизни не слышал. К такому английскому, я, наверно, привыкну только к моменту отъезда: быстрый, с проглатыванием звуков, с особой "пха". Очень ценный опыт на самом деле.

...Тут нужно сказать, что учитель в Финляндии - работа не для любого желающего: одни из самых высоких требований к ученикам, высокая респектабельность работы, высокая зарплата, высокая сложность поступления на педагогические специальности.

Хотя в финский университет поступить вообще сложно. Мы разговаривали об этом с другими студентами, с финнами, и было сказано следующее: "Поступить в финский университет тяжелее, чем в любой другой, у людей на это уходят годы. Но зато поступив, вылететь уже невозможно, проваленные промежуточные экзамены означают лишь то, что придётся пройти этот курс заново. Можно выбирать темп, в котором учишься".

Это заметно отражается на среднем возрасте студентов: на первый курс люди обычно попадают в 19 или 20 лет. Да и среди студентов по обмену я, должно быть, самый молодой, причём заметно.

...Похоже, что только осталось рассказать о школе. Turku international school расположена в Varissuo (надеюсь, не намудрил с названиями), рядом с Norssi - школой, созданной специально для студентов-учителей, которые проходят практику.

Вообще эта часть города знаменита тем, что большая часть живущих в ней людей - иммигранты. Дети в школе, соответственно, разных национальностей, потому школа считается неординарной. На что часто жалуются эти самые студенты-практиканты. Учителям приходится учитывать что студенты - не финны в своём большинстве, и это в первое время создаёт большие барьеры при обучении. Слышал историю о том, как ребёнок из одной африканской страны не хотел учиться читать, ведь в его стране этот навык считается бесполезным.

Школы так же хорошо оснащены, как и университеты. Интересно тут реализованы "дневники", они работают через Интернет и отсылаются учителем прямиком к родителям: страницу с двойкой не вырвешь! Есть куча мелких традиций, вроде нахождения учеников в классе без обуви. Учебные предметы в целом те же, что и у нас. Но особенность финской системы обучения в том, что учащийся проводит минимальное время в учебном заведении, компенсируя это работой дома".