Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Семь ларцов для царевны Несмеяны

Ольга Евдокимова

Вот уже два года подряд Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода проводит среди вожатых летних оздоровительных лагерей конкурс педагогического мастерства "Сердце отдаю детям".


Победителем конкурса в этом году стала доцент кафедры общей и экспериментальной физики ИЭИС НовГУ, кандидат педагогических наук Елена Анатольевна Ариас.

- Елена Анатольевна, давно Вы работаете вожатой в лагере?

- Впервые я поехала работать вожатой, когда мне не было еще и восемнадцати лет. Это было сразу после окончания десятого класса, перед поступлением в институт. До рождения сына я это делала каждый год, а с 2001 года, когда ему исполнилось 6 лет, мы стали вместе ездить именно в Гверстянец. Три последних года я работаю в Гверстянце старшей вожатой. Это организация всех мероприятий, досуга детей, всей жизни лагеря.

- Какую программу Вы предложили для участия в конкурсе?

- Каждый участник конкурса делал самопрезентацию по теме "Мое педагогическое кредо" и представлял программу организации досуга детей. В этом году я представляла программу "Семь ларцов для царевны Несмеяны". Это комплекс мероприятий на протяжении всей смены, подчиненных одной идее. Мы выбрали сказочную тематику, где в сказочным городе Гверстянец правит мудрый царь Гверон, у которого есть капризная и своенравная дочь Несмеяна.

По сюжету царь Гверон дарит царевне Несмеяне семь ларцов и повелевает понять смысл каждого подарка. Царевна постигает тайный смысл подарков царя и приходит к пониманию, что в жизни необходимы не только материальные ценности, а прежде всего - духовные: Дружба, Радость, Красота, Успех, Мудрость, Здоровье, Любовь. Вместе с царевной учатся понимать духовные ценности и главные участники смены - дети. Кстати, эта программа была еще до начала сезона отправлена на городской конкурс социально-значимых проектов и инициатив и заняла там первое место.

- Победа в конкурсе открывает участникам какие-то новые возможности?

- Для многих участников, особенно для студентов и учителей, - это одна из ступеней профессионального роста. А для меня - скорее, признание, что я делаю свою работу хорошо, правильно, социально значимо. Кроме того, победителям выплачивается премия, при условии, что они продолжают работать вожатыми.

- Работа со школьниками как-то помогает основной деятельности, ведь в университете Вы имеете дело с "детьми" более старшего возраста?

- Работа с детьми дает прежде всего знание детской психологии. У меня такое чувство, что вожатый в лагере за 21 день узнает ребенка гораздо больше, чем собственные родители. Мои дети из лагеря вырастают, потупают в университет и учатся у меня. И это знание очень помогает. Во время занятий по методике преподавания физики всем, что я знаю про детей, про детскую психологию и особенности их развития, я делюсь со своими студентами. Надеюсь, им это поможет в дальнейшей профессиональной деятельности.

- Как Вы считаете, что главное в работе с детьми?

- Главное - их понимать. Дело в том, что у меня как у педагога может быть своя задача. Но то, какими методами эту задачу выполнять, зависит от конкретного человека. Можно крикнуть и заставить, а можно договориться.

У каждого педагога свой секрет. Я не знаю даже, как этот секрет назвать. Я всегда говорю студентам, что вожатый должен быть другом обязательно, но при этом таким другом, который ведет за собой в правильном направлении. Нужно соблюдать некий баланс: не перегнуть палку, давя на ребенка и добиваясь своей цели, но и не скатиться до панибратства. У нас есть дети, которые приезжают из года в год. В том же Контакте есть огромная группа "Гверстянец", где дети общаются, переписываются, договариваются поехать вместе. Уже появилось сообщество.

Это для них хороший опыт и свое-образная школа, где они учатся общаться, дружить, находить общий язык с окружающими. И я думаю, что уроки этой школы не проходят даром, потому что многие потом, поступив в университет, приезжают работать в лагерь вожатыми, физруками, становятся талантливыми педагогами.