Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Нам здесь жить

Наталья Баскакова

Проект, представленный на только что прошедших в НовГУ Днях науки, привлек мое внимание не случайно.


Авторы проекта (слева направо): Наталья Гуськова, Диана Вересова, Татьяна Коробицына, Анастасия Клыпутенко и Евгения Киселева (группа 5371).
Авторы проекта (слева направо): Наталья Гуськова, Диана Вересова, Татьяна Коробицына, Анастасия Клыпутенко и Евгения Киселева (группа 5371).

Анастасия Клыпутенко, студентка 5-го курса архитектурно-дизайнерского отделения ИПТ НовГУ, специальность "Дизайн архитектурной среды", под руководством Татьяны Михайловны Кауды, заведующей кафедрой дизайна того же подразделения, поставила задачу - как возродить улицу, с которой связана большая часть моей, да и не только моей жизни, работы, и просто очень значимой в нашем прекрасном городе - Великом Новгороде.

- Ася, почему вы обратились к этой теме?

- Улица Большая Санкт-Петербургская - крупнейшая магистраль Великого Новгорода, проходящая от въезда в город со стороны Санкт-Петербурга до самого сердца города - историческая часть улицы ориентирована на купол Софийского собора. Эта артерия имеет огромное значение для города, и в то же время сейчас она концентрирует в себе множество проблем.

Самая острая на сегодня - транспортная: количество автомобилей нарастает с каждым годом, и если не предпринять срочных мер, то скоро город буквально задохнется в пробках.

Также вдоль этой улицы расположена крупная территория, разрушающая имидж города - зона складских и промышленных предприятий, большая часть которых не функционирует. Когда-то этот район был окраиной города. Сейчас расположенный рядом автомобильный мост над железной дорогой открывает совершенно угнетающие виды.

- Что предлагается в вашем проекте?

- Мы считаем, что здесь заложен богатый потенциал. Участок проектирования удален от исторической части города, но имеет территории, разнообразные по своей направленности и содержанию.

Одним из основных принципов проектирования определено бережное отношение к особенностям ландшафта. Предполагается устройство обширного гидропарка, связанного с набережной, строительство нового моста с организацией общественной рекреации в районе заливных лугов.

Мост через реку Волхов, связывающий застройку с Северным районом, запроектирован на перспективном генплане развития Новгорода до 2025 года. Мы предлагаем образ обитаемого моста, отвечающего духу современного времени.

Предлагается помимо транспортного полотна и обитаемых общественных функций поднять на верхний уровень пешеходную остекленную галерею, открывающую панорамные виды на Волхов и Великий Новгород. В центральной точке, нависая над мостом и рекой, расположена смотровая площадка с залом ресторана. Подъем на галерею осуществляется по спирали - через стоящие по двум сторонам реки крупные торгово-развлекательные комплексы активной формы.

Такой подъем, движение вверх, символизирует нравственное совершенствование человека, подготавливая его к восприятию захватывающе широких панорам неба, реки и города. Окружающие здания, стоящие на сваях, перетекают в платформы, формирующие структуру гидропарка. Территория, постоянно изменяющаяся в зависимости от времени года, реагирует на уровень воды и состояние природы, развивается вместе с ландшафтом.

Ответственный участок проектного предложения - въезд в Новгород со стороны Санкт-Петербурга. Планируется сформировать в этом пустынном и неблагоустроенном районе крупную "точку притяжения", включающую в себя конечную станцию монорельса и автодорожную развязку, а также крупный общественный центр.

Архитектура комплекса предполагает радиальное расположение вокруг основного смыслового и геометрического "ядра" - станции монорельсовой дороги. Объемы торговых центров, офисов и других общественных зданий связываются сетью переходов и галерей, обогащая структуру комплекса. Основная доминанта - два высотных здания - пропилеи, расположенные по обеим сторонам магистрали, психологически воспринимаются как "ворота", рубеж при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга.

- На что следует обратить особое внимание?

- Современное проектирование подобных крупных объектов не может не учитывать экологическую ситуацию. В нашем предложении предлагаются энергосберегающие и энергоэффективные конструкции и технологии. Большая площадь ограждений состоит из панелей, трансформирующих солнечную энергию в электрическую. Самоочищающееся покрытие, в состав которого входит двуокись титана, снижает уровень загрязнения воздуха за счет реакции с ультрафиолетовым излучением.

Системы сбора дождевой воды направляют ее на восполнение внутренних потребностей здания во влаге, что особенно актуально для климата Великого Новгорода. Экономическая и энергетическая целесообразность решается за счет компактного размещения объектов. Все эти меры приближают новую архитектуру к саморегулирующейся энергетической системе, не наносящей вреда окружающей среде.

Те же принципы учтены в разработке модели жилой среды на территории, примыкающей к гидропарку, учитывающей современные проблемы и общественные требования - стремление человека к индивидуальному, личностному пространству.

В предложенном варианте изогнутые секции компонуются, образуя внутренний двор и несколько полузамкнутых пространств. Секции образованы квартирами, расположенными террасами, - это позволяет максимально насытить архитектуру зеленью, используя озелененные кровли. Жилые ячейки на уровне земли имеют индивидуальный вход и приквартирный участок. К остальным квартирам примыкают пристроенные лифты, а также участок сада на крыше.

В результате формируется дружественная человеку архитектура этажностью 3-4 этажа, благодаря своей структуре взаимодействующая с окружающим ландшафтом. Жилье такого типа предназначено для новых жилых районов, запроектированных согласно идее многостороннего развития северной части Великого Новгорода.

***

Не знаю, как вы, читатели, но на меня то, что увидела и услышала, произвело огромное впечатление. Вы хотели бы жить в таком городе? Я - да!