Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Летние экзерсисы.

Наталья Баскакова

Каким может быть лето? Кто-то загорает, кто-то купается, бродит в горах, сплавляется по рекам:


Участники группы
Участники группы "Интеллектуальное пространство". Слева Петр Антошкин.

Студент философского факультета НовГУ Петр Антошкин целую неделю выстраивал "Интеллектуальное пространство" проекта "Ноосферы".

- Пётр, как ты там очутился?

- Все началось еще по весне, когда объявили конкурс для студентов 3-5 курсов, аспирантов, преподавателей, обучающихся или работающих по специальностям: "Журналистика", "История", "Культурология", "Политология", "Право", "Социология", "Искусствоведение", "Экономика", "Филология и философия".

Нужно было написать эссе "Гуманитарии для развития территорий". Я написал и выиграл. Нас было 26 человек, гуманитарии самых разных регионов России (Новгорода, Иркутска, Ярославля, Самары, Томска, Твери, Перми и др.), стали "учениками" в Летней школе проекта "Творческие индустрии и современное гуманитарное знание как ресурс развития территорий".

- Как это было?

- Летняя школа - это когда собираются специалисты разных отраслей знаний и делятся опытом с "учениками" - людьми, желающими в этих самых отраслях преуспеть. Читаются лекции, собираются "круглые столы", организуются деловые игры.

Начались занятия в Москве, в Актовом зале Проекта "Фабрика", Лаборатории Art&Science Space, Центре современного искусства ВИНЗАВОД, Центре дизайна Art Play 2. Затем перешли в музей-усадьбу Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

- Чему была посвящена эта Летняя школа?

- Главная тема - феномен и развитие творческих индустрий - нового типа социокультурных практик, тесно связавших культуру, экономику и социальную политику. Особый акцент в рамках Школы был сделан на проектировании и деловых играх.

- Что такое "творческие индустрии"?

- Это когда соединяются две сферы - культуры и экономики. Соединяются так гармонично, что выглядят как единое целое. Например: реклама, галерейный бизнес, мода, дизайн, кино, издательское дело, архитектура, компьютерные технологии и т.д. и т.п.

Это та сфера, где сотрудничают талант и мастерство художника (в самом широком смысле слова) с навыками ведения бизнеса.

Это то пространство, где люди учатся продавать свои мозги и вкус с максимальным для себя достоинством. Почему термин употребляется во множественном числе? Потому что сфера таких индустрий достаточно разнородна и для каждой из них существует своя экономическая логика.

Творческий человек сегодня - это не обязательно представитель собственно творческой профессии (музыкант, художник, артист). Креативный подход востребован сегодня и в написании бизнес-плана, и в управленческой деятельности, и в умении составить налоговую декларацию. Информация теперь - всего лишь ресурс, а движущая сила и главная ценность - творчество. И, надо полагать, вкус.

- А чем ты конкретно занимался?

- Наш проект посвящен более тесной интеграции деятельности Петрозаводского государственного университета в социальное и экономическое пространство Петрозаводска. Цель проекта - предоставить студентам гуманитарных факультетов и сотрудникам университета возможности участвовать в исследовательских проектах, а также в создании импульса для реализации творческого потенциала городского населения.

- Что еще разрабатывалось?

- Группа "Пространство опыта" делала проект "Опхоз" - кафе, работающее в режиме "туристического агентства" (с привлечением ряда партнеров) и проведение ежегодного фестиваля "Опытное поле".

Группа "Творческое пространство" в "Пятом углу" проектировала площадку в Таганроге для социально ориентированного искусства и стимулирования творческих людей к совместной деятельности.

"Коммуникационное пространство" выстраивала пространство для творческого отдыха и креативной коммуникации, включающее образовательные площадки, исследовательский центр, выставочный комплекс и кафе. Проект "Школа одиночества" был посвящен развитию групповой коммуникации путем понимания глубинных структур личности.