Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Магистратура - это здорово!

Анна Михайлова

На психолого-педагогическом факультете ИНПО НовГУ сегодня работают две магистерские программы: "Педагогическая психология" и "Образовательный менеджмент".


Вторая программа - новаторская для российского образования, она стала результатом сотрудничества НовГУ и университета Хильдесхайм (Германия). Открытие программы состоялось 8 сентября, на магистратуре уже идут занятия. Какой видят свою учебу новоиспеченные магистранты, нашей газете рассказала одна из них - Мария Кулиничева (на фото), бакалавр педагогики.

- Зачем нужна программа "Образовательный менеджмент"?

- Есть много определений понятия "Образовательный менеджмент". Образование - это процесс, менеджмент - это управление. Значит, "Образовательный менеджмент" - это управление развитием с помощью образования. В нашей магистратуре обучаются директора школ и гимназий. Им это тоже полезно, ведь жизнь не стоит на месте, все время что-то развивается. Одного образования недостаточно. В образовании непрерывно появляются новые тенденции и понятия. На мой взгляд, сегодня это перспективное и актуальное направление.

- Почему Вы выбрали именно эту магистерскую программу?

- Мне ближе именно педагогика. Здесь остаются мои любимые преподаватели, с которыми мне нравится работать. Педагогическая психология - не моя стезя. На мой взгляд, программа "Образовательный менеджмент" дает больше возможностей для трудоустройства.

Во-первых, это возможность преподавательской и научной работы в вузе. Я хочу остаться в НовГУ и продолжить свою деятельность. Во-вторых, магистерская программа "Образовательный менеджмент" дает возможность поехать для учебы в Германию в рамках программы "Эразмус Мундус". В-третьих, образовательный менеджмент - это новое для меня направление, в отличие от педагогики и психологии.

- Как Вы попали в магистратуру?

- Я - новгородка, училась в школе N№ 10. Я углубленно изучала английский язык, моей мечтой было стать переводчиком. Поэтому первоначально планировала поступать на ФЛиМК НовГУ. Но, когда был День открытых дверей в ИНПО, я пришла и сразу влюбилась и в этот институт, и в этот факультет. Поэтому поступила сюда. Мне предложили программу "Двойной диплом". Я начала изучать немецкий язык. В результате получила наряду с дипломом НовГУ диплом в Германии, изучила два иностранных языка. Во время учебы два раза ездила в Хильдесхайм.

Я закончила бакалавриат с "красным" дипломом, поэтому без вступительных испытаний была зачислена в магистратуру. Для других был комплексный экзамен по педагогике и психологии.

Нисколько не жалею, что пошла в магистратуру. Здесь нам создали хорошие условия для занятий, отремонтировали помещения.

- В чем разница между специалитетом и магистратурой?

- Я считаю, что магистратура дает более глубокие знания, потому что специалитет длится только один год. А магистратура - два. На написание магистерской работы отводится больше времени. Я разговаривала со своим научным руководителем, мы начинаем ее писать уже с конца сентября. Я могу больше заниматься самостоятельно и углубленно.

Мы учимся во второй половине дня. Занятия организованы таким образом, что первая половина дня дается именно на самостоятельную подготовку и работу. С нами обращаются уже не как с детьми, как это было в бакалавриате. Нас просто направляют в обучении. Предоставляют поле исследования, объясняют основные понятия. Литературу мы изучаем сами. Каждый идет своим путем в исследованиях, но в результате мы должны прийти к чему-то одному.

В магистратуре больше науки. Но у нас есть также и практика. Мы можем пройти ее в трех видах учреждений: в школе, в вузе и в организации. Я буду проходить ее в НовГУ. Сейчас я разрабатываю тему "Управление инновационными проектами в вузе". Здесь есть сотрудничество с Германией. Это интересное для меня направление.

- Хватает ли Вам литературы? Наверное, сложно будет писать свою первую в жизни магистерскую диссертацию?

- Пока что не так много было дисциплин, чтобы понять, насколько богатый фонд литературы. Преподаватели предоставляют нам списки литературы, ресурсы в Интернете, присылают материалы по почте.

Мне кажется, что магистерская работа более сложна тем, что предмет изучения и те дороги, которые ведут к ее написанию, ближе к науке. Я думаю, что в специалитете над студентами больше опеки со стороны преподавателей: каждодневные лекции, семинары, постоянный контакт с руководителем. Мы самостоятельнее.

- Что Вы думаете о Болонском процессе?

- Я положительно отношусь к Болонскому процессу, к глобализации и открытости образования. Благодаря этому у нас была возможность обучения в Германии.

На днях я была в своей школе и разговаривала с учительницей географии. Она сказала, что всю жизнь преподавала географию и нигде не была. А для нас мир открыт, нам намного легче. Мы можем сравнивать методы преподавания в разных странах.

Некоторые материалы мы проходили и на русском, и на немецком языках. От этого знания только углубляются. Существуют программы и фонды, которые обеспечивают выплату стипендий. Для студентов созданы замечательные условия за границей.

Наш университет получил международное признание. Все это - часть перехода нашего университета к Болонскому процессу.

"Выживают не сильнейшие: и не самые умные, а те, которые наилучшим образом приспосабливаются к изменениям" (Чарльз Дарвин). Именно этими словами авторы некоторых англоязычных работ дают характеристику современным менеджерам. Но это еще больше соответствует действительности, когда речь идет об управленцах/менеджерах в системе высшего образования, которое претерпевает в настоящее время значительные изменения. Тем более, что высшее образование следует рассматривать не как просто завершающее звено традиционной системы образования, что является дискуссионным утверждением, а как важнейший элемент, определяющий развитие любого государства. Е.А. Князев