Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Уроки велопсихологии

Василий Матросов. Использованы материалы пресс-релизов проекта "ВЕЛО-ВЕЛИКий Новгород" (координатор - Е.Михайлова)

Обратили вы внимание на то, как много стало в послед- нее время велосипедов на улицах Великого Новгорода?


Вот такие дорожки для велосипедистов проложены по улицам Будапешта.
Вот такие дорожки для велосипедистов проложены по улицам Будапешта.

Наиболее смелые велосипедисты пытаются соревноваться в скорости с автомобилями, осторожные - разъезжают по тротуарам, частенько поругиваемые встречными пенсионерами. Но своего законного места в городском траффике у них до сих пор нет. И представился автору этих строк следующий вполне теоретически возможный диалог:

Участники: Ласло - венгерский студент; Василий - студент новгородский.

Василий: Полгода назад я купил себе велосипед. И только тогда понял, почему дороги в Новгороде называют отвратительными. Пешеходы этого не замечают, автомобилистам с их большими машинами далеко не каждая выбоина - помеха. А вот я точно знаю, сколько от моего общежития до института трещин в асфальте. И кое-какие части моего тела тоже это знают, к сожалению. А главное - пока еду, двадцать раз рискую то под колесами оказаться, то бабушку рассеянную какую-нибудь сбить, ведь своей дорожки у меня нет, и приходится то гонять по проезжей части, то среди прохожих лавировать:

Ласло: У меня таких проблем нет. Весь Будапешт поделен между прохожими, автомобилистами и нами, велосипедистами. Никто никого не обижает, все знают свои права. У каждого свой коридор, свой светофор, своя очередь двигаться. И так везде, несмотря на то, что свободного места в городе не так уж и много, и пробки, например, не редкость.

Василий: А если надо оставить велосипед на улице, приходится в основном пристегивать его, где попало: к столбу, к дереву, к забору. Стоянок считанные единицы. Три около университета, одну из них открыли в мае в Антонове после коллективного письма велолюбителей. На днях, кстати, ее оборудовали видеокамерой. Хочешь следить, как твой "конь" поживает, открываешь сайт novsu.ru и смотришь.

Есть еще стоянки у веломагазина на улице Попова, у "Волны". Может, еще где-нибудь, просто я не знаю.

Думаю, самый лучший способ распространить велостоянки - это установить одну возле областной администрации. У нас же всё только "сверху" делается. Глядишь, и найдутся подражатели.

Ласло: У нас стоянка практически у каждого дома, а уж в общественных местах, у магазинов обязательно можно найти, куда пристегнуть велосипед.

Однако настоящий рай для велосипедистов даже не у нас, а в соседней Австрии. Вот где им раздолье. Если пройтись по Вене, то велосипедные стоянки будут просто-таки на каждом углу. Тут же рядом пункты проката велосипедов, причем работающие в автоматическом режиме. Бросил монету в автомат, и, пожалуйста, катайся.

И все это не говоря о том, что в изобилии дорожки, светофоры, специальные проезды и повороты, даже специальные столбики, чтобы можно было держаться, пока горит красный сигнал светофора. И велосипедисты здесь ведут себя как хозяева в пределах своих дорожек. Если пешеход зазевается и перейдет границу собственных владений, то может быть сбит велосипедистом абсолютно безжалостно - на своих дорожках он в своем праве.

Василий: Вот именно этого нам и не хватает - осознания прав. Пока наши велосипедисты находятся только в роли просителей. Им могут что-то разрешить, а могут и отказать. Отношение, как к инвалидам: вроде и надо заботиться, и почетно это теперь, и прогрессивно, но все-таки какие-то они неправильные, выходящие за рамки стандартных представлений.

При этом за положительным опытом не обязательно ездить за границу. Вот в Белгородской области велодорожка идет аж от границы области до самого областного центра. Что, там другие люди живут?

Ласло: В той же Австрии на улицах очень много велотуристов, приезжающих из различных стран прямо верхом на своих двухколесных друзьях. И все потому, что они знают, каково отношение к велосипедистам, что вся инфраструктура - к их услугам, никаких неудобств:

Василий: Вот именно. А ведь про туристический потенциал Великого Новгорода сейчас только ленивый не говорит. При этом надо представлять, каких людей, с каким менталитетом мы ждем прежде всего. Ответ - европейцев. Тех самых европейцев, которые, в отличие от нас, испытывают неодолимую тягу к здоровому образу жизни, простоте, которая выражается, в том числе, и в предпочтении велосипедов как средства передвижения. Показать им класс в этом смысле, заставить их поверить, что они и не уезжали из своей привычной Европы, - такая весть быстро бы разнеслась по городам и весям.

У нас же престижно пока не это, а покупка из последних финансовых сил очередного автомобиля, чтобы потом мучиться с ремонтом и стоять с этим престижем в пробках.

А представьте себе картину, как мимо такой пробки мчатся по своим дорожкам велосипедисты, зная, что никому не мешают и везде успеют, что везде их ждут оборудованные стоянки, что они уважаемые и равноправные участники движения. Не один и не двое из водителей тогда плюнут и пересядут на более легкие в достижении цели велосипеды.

Ласло: В Венгрии и Австрии власти просто обязаны считаться с интересами велолюбителей хотя бы потому, что многие из велосипедистов сами - представители власти. Чиновники самого большого масштаба не считают для себя зазорным передвигаться по городу и даже ездить на работу на велосипедах. Более того, для них это мощный PR-ход, способ заработать себе популярность среди потенциальных избирателей.

Конечно, если в обществе к велосипедистам относятся несерьезно, считая этот способ передвижения прерогативой бедных студентов и чудаков, то тогда совсем другое дело.

Василий: Да нас просто не замечают! Вот свежий пример. Этим летом меняли асфальт и бордюры на улице Газон. Конечно, обновление - дело хорошее. Да только вместе со старыми бордюрами убрали и пологие скаты с тротуаров, оставив эту улицу разве что для экстремалов на BMX-ах. Вообще, конечно, благодарить за существующие все-таки кое-где удобства для передвижения велосипедисты должны: мам с колясками. Именно для колясок сделаны те пологие скаты, которыми они пользуются.

Конечно, психология людей меняется. В том числе это касается и предпринимателей. Вот директор ООО "Новгородгражданстрой" С.Симоненко готов бесплатно провести часть работ, в результате которых в городе может появиться первая настоящая велодорожка. Но это пока, к сожалению, пример единичный. А сознание горожан, чтобы они приняли велосипедистов как равноправных партнеров по городскому движению, должно поменяться кардинально.

Впрочем, изменения в наше время бывают быстрыми и неожиданными.

Поэтому у нас, новгородских велосипедистов, надежда на настоящее признание есть.