Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Фэнтезийная литература и её поЧИТАТЕЛИ

Мария Клапатнюк

Полки современных книжных магазинов поражают разнообразием. Разнообразием форматов, оформления, цен и, конечно же, стилей.


Не знаю более приятно-полезного времяпрепровождения, когда выдастся 10-15 свободных минут, чем зайти в книжный магазин и пролистать пару страниц понравившейся книги. Возможно, ещё приятнее пополнить свою личную библиотеку чем-нибудь достойным из мировой литературы.

Итак, пройдёмся по книжному магазину. Полка с детской развивающей литературой; классика отечественная и зарубежная; неизбежные Донцова, Вильмонт и им подобные - целые стенды посвящены детективам; и... стоп! Фэнтези!

Это явление в литературе сравнительно новое. От классической фантастики, с которой имеет не только общий корень, но и истоки, принципиально отличается тем, что не требует никаких специальных научных знаний, в то время как фантастика подразумевает более-менее серьёзные основы, на которых уже строится придуманная реальность. Стиль фэнтези давно вышел за пределы литературы и нынче представляет собой бескрайнее море, в котором значительно легче потерять курс и утонуть, чем найти какие-то ориентиры. Во всяком случае, со стороны это выглядит именно так.

О фантастике и фэнтези в книжном клубе "Буквоед" на прошлой неделе рассуждал именитый гость Дмитрий Янковский, автор 18-ти произведений в стиле фэнтези. Встреча с Дмитрием не случайна ещё и потому, что его книга "Эпицентр удачи", написанная на заказ по популярной компьютерной игре "S.T.A.L.K.E.R", стала лидером продаж в магазине.

Любопытными на мой взгляд во встрече оказались сразу несколько моментов.

Во-первых, утверждение Дмитрия о том, что вся современная фантастика - явление прежде всего коммерческое, то есть существующее ради исключительно одной цели - обогатиться. Сам Дмитрий, разумеется, "против такого положения дел", большинство его книг написаны лишь потому, что ему нравится его дело. Правда, автор не стал отрицать, что время от времени пишет и на заказ. Но заказные книги выходят из-под пера за 2-3 месяца труда, в то время, как "книги для себя" пишутся и по полгода.

Во-вторых, на вопрос о том, думает ли он о читателе и как себе его представляет, Дмитрий сказал, что постоянно думает о своём читателе. Кстати, несколько первых его романов были написаны в стиле славянского фэнтези буквально специально для кампании, в которой он тогда вращался. Все её представители были большими поклонниками этого направления в фэнтези, так что Дмитрию приходилось не только перелистывать "Летопись временных лет", но и узнавать, кто же такая Баба-Яга и отчего у избушки курьи ножки. Тем не менее, за интересными в общем-то рассуждениями, так и не прозвучал ответ на главный вопрос: на какую целевую аудиторию рассчитывает автор.

Наверняка может показаться, что я просто придираюсь к автору из-за личной нелюбви к стилю фэнтези. Это отчасти правда, но только отчасти, потому что настало время третьего интересного момента.

Итак, в-третьих. Почему, если стиль фэнтези настолько популярен на современном книжном рынке, а книга "Эпицентр удачи" стала лидером продаж, на встречу с любимым писателем пришло совсем немного преданных читателей?

Не узнали, не захотели, не смогли оторваться от очередной порции страничек?

Дать ответ на вопрос я, конечно, не могу: не моего ума дело решать что-то за сотни людей. Но вот сделать для себя вполне конкретные выводы - всегда пожалуйста.