Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Перспективы для студента. Интегрируемся? Возвращаемся? Выходим на европейский уровень?

Наталья Баскакова

Сегодня российское образование не ругает только ленивый, но, несмотря на демографическую яму, количество студентов на душу населения, тем не менее, растет с каждым годом, а возможности, которые им предлагают, заставляют наше поколение завидовать им, что называется, белой завистью.


На встречи с кураторами Международной образовательной программы "Эразмус Мундус: Окно в Европейское Сотрудничество" Эльвирой Каминской и фонда "Оксфорд-Россия" Дмитрием Постельником студентов пришло достаточно, учитывая, что в начале учебного года свободного времени у них не так уж много.

Сначала были представлена программа "Эразмус Мундус: Окно в Европейское Сотрудничество". Кстати, предназначена она не только для студентов, но также для аспирантов и преподавателей. По этой программе между 10 российскими вузами (Москва, Иркутск, Санкт-Петербург, Казань, Великий Новгород, Петрозаводск и др. 8 европейскими (Бельгия, Финляндия, Германия, Италия, Испания, Польша, Турция, Португалия) осуществляются научные обмены. Конечно, познакомиться с лучшими европейскими образовательными практиками и моделями очень заманчиво, но что еще более важно - взаимное признание результатов обучения между университетами - членами консорциума с сентября 2008 по август 2012 г.

Финансирование - европейское. И это не первый случай, когда, справедливо считая молодняк из лучших российских вузов легко обучаемым и перспективным в плане науки, иностранцы проявляют к нему весьма аргументированный материально интерес.

По всем вопросам можно и нужно обращаться к координатору программы от НовГУ Эльвире Евгеньевне Каминской (ауд. 3403, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41, тел.: (816-2) 77-60-81. Заявки принимаются до 22 сентября 2008 г.

Хочется напомнить, что учиться за границу ездили всегда - и в античности, и в Древнем Китае, и в средневековой Европе. Это называется академическая мобильность, и не стоит считать ее следствием современной глобализации. И если еще полтора века назад, образование в заграничном вузе могли позволить себе лишь дети из богатых аристократических семей, то сегодня для того, чтобы учиться в престижном вузе другой страны российскому студенту необходимо лишь большое желание, знание хотя бы одного иностранного языка, а ГДЕ и КАК это свое желание реализовать, рассказывается в программе "Эразмус Мундус", которая будет действовать 4 года. В перспективе - попробовать провести семестр-другой в каком-нибудь зарубежном университете.

Главные вопросы со стороны студентов - язык (какой уровень владения требуется, чем его подтверждать), визы (шенгенские), сертификаты.

Фонд "Оксфорд-Россия" действует в НовГУ уже 4-й год, и за это время в его стипендиальной программе приняли участие 644 студента-гуманитария и 20 преподавателей. Весомый индивидуальный финансовый бонус, позволяющий заниматься прежде всего научными изысканиями, - не единственное направление работы Фонда. 100 тысяч фунтов стерлингов - литература на такую сумму уже поступила в научную библиотеку НовГУ.

Для стипендиатов Фонда в июле 2008 года в Москве и в музее-заповеднике Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" проводилась Летняя школа "Развитие творческих индустрий: стратегии и практики". С этого года Ученый совет НовГУ может рекомендовать 2-х выдающихся студентов 5-го курса для получения Премии Адама Смита, спонсируемой Фондом. Те же, кто хорошо владеет английским, могут попробовать получить грант на обучение в Оксфорде. К этому вопросу наша газета еще вернется.

А пока напоминаем, что прием заявок на стипендию "Oxford Russia Fund" заканчивается 15 сентября.

"НУ" провело собственное расследование - кто, как и зачем едет из России учиться в Европу.

Первое. Как правило, на стажировки отправляются студенты где-то с 4 курса - чтобы и язык уже устоялся, и студент четко понимал, что он может взять от Германии, Польши или какой-либо другой страны. Опыт показывает, что студенты возвращаются оттуда более сознательными. Бюджетники, привыкшие, что за все платит государство, учившиеся здесь вроде бы хорошо, но выкладывавшиеся далеко не полностью, там с удивлением узнавали, что можно получать знания намного интенсивнее! Они возвращаются с проработанной в оригинале литературой, с конкретным знанием своего предмета и могут подготовить хорошую дипломную работу.

Второе. Участвуя в программе, можно за один-два семестра отполировать свои межкультурные навыки, значительно повысить образовательный уровень, познакомиться с целым миром в одной стране и осознать, наконец, то место, которое каждый из нас занимает на мировой карте в цивилизационной перспективе.

Студенчество - это время открытий, дерзаний, вызова, протеста, любви, время, когда ты - словно распахнутое окно, в которое готово ворваться все буйство идей и свершений, которые эта жизнь может предложить.

Когда еще придется насладиться возможностями и трудностями, интересами к иной культуре, быту, традициям и продолжения поиска себя, но уже в измененной системе координат: с другой стороны земного шара.

Третье. И, конечно же, опыт получения образования, которое весомо отличается от российской системы, жизненный опыт в другой системе делают молодого человека более уверенным в себе, позволяют раскрыть новые сферы интересов, дают возможность лучше понять свою специализацию, осознать её практическое применение и таким образом способствуют его профессиональному росту. Ведь модели развития в разных странах различные, но мы стремимся двигаться на равных и делаем шаги вместе, открывая еще и новые горизонты мышления.

Зарубежные образовательные программы предоставляют уникальную возможность целеустремлённым людям воплотить в жизнь свои самые амбициозные образовательные и карьерные проекты. Участие в программе помогает выработать более зрелый и реалистичный взгляд на окружающую действительность, значительно расширить свои знания и кругозор, встретить интересных людей и получить бесценный жизненный опыт.

Дело в том, что работодатели уже не ищут, как двадцать лет тому назад, квалифицированных специалистов. Выбирая между кандидатом с экономическим образованием и, скажем, океанологом или физиком, топ-менеджеры лондонских банков чаще предпочитают последних. Другими словами, выигрывает не тот, кто уже что-то знает в данной области (потому что большая часть знаний, приобретенных, например, в бизнес-школе, в банке не пригодится), а тот, кто самим фактом прохождения сложного университетского курса доказал свою восприимчивость к обучению и способность быстро перестраиваться. Такой сотрудник освоится и будет эффективным в любой сфере деятельности и легко переключится с одной должности на другую.

Возможно, скоро учеба будет выглядеть так: свой первый диплом бакалавра молодой человек получает на родине. Потом решает, где лучше продолжить обучение по своей специальности - и магистерский курс проходит в Стокгольме или Воронеже. А в аспирантуру поступает в Будапеште, Берлине или Америке.

Подведем итоги. Большинство молодежи хотя бы раз в жизни задумывалось о том, как бы получить обучение за рубежом, поучиться годик-другой за границей.

С одной стороны, это эффект новизны ощущений: путешествие, новые знакомства и впечатления, а с другой, образование за рубежом - это высокое качество образования и новая ступень в построении своего будущего. Большие карьерные возможности. Обучение за границей - реальная возможность для каждого желающего.

Однако более существенным фактором является тенденция к интернационализации в образовательном мире: считается полезным, если среди студентов есть представители разных национальностей, поскольку это ведет к взаимообогащению культур, пониманию особенностей другого стиля мышления. Образование за рубежом - не только занятия в классах, но и школа общения с представителями различных стран и культур.

Помните - за границей учились многие знаменитые россияне - от Михаила Ломоносова и Софьи Ковалевской до певицы Алсу.

А в целом: "Учиться, учиться и еще раз учиться", - как сказал когда-то дедушка Ленин, в чем был, несомненно, прав.