Перспективы для студента. Интегрируемся? Возвращаемся? Выходим на европейский уровень? | ||
Наталья Баскакова
| ||
Сегодня российское образование не ругает только ленивый, но, несмотря на демографическую яму, количество студентов на душу населения, тем не менее, растет с каждым годом, а возможности, которые им предлагают, заставляют наше поколение завидовать им, что называется, белой завистью. | ||
На встречи с кураторами Международной образовательной программы "Эразмус Мундус: Окно в Европейское Сотрудничество" Эльвирой Каминской и фонда "Оксфорд-Россия" Дмитрием Постельником студентов пришло достаточно, учитывая, что в начале учебного года свободного времени у них не так уж много. Сначала были представлена программа "Эразмус Мундус: Окно в Европейское Сотрудничество". Кстати, предназначена она не только для студентов, но также для аспирантов и преподавателей. По этой программе между 10 российскими вузами (Москва, Иркутск, Санкт-Петербург, Казань, Великий Новгород, Петрозаводск и др. 8 европейскими (Бельгия, Финляндия, Германия, Италия, Испания, Польша, Турция, Португалия) осуществляются научные обмены. Конечно, познакомиться с лучшими европейскими образовательными практиками и моделями очень заманчиво, но что еще более важно - взаимное признание результатов обучения между университетами - членами консорциума с сентября 2008 по август 2012 г. Финансирование - европейское. И это не первый случай, когда, справедливо считая молодняк из лучших российских вузов легко обучаемым и перспективным в плане науки, иностранцы проявляют к нему весьма аргументированный материально интерес. По всем вопросам можно и нужно обращаться к координатору программы от НовГУ Эльвире Евгеньевне Каминской (ауд. 3403, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41, тел.: (816-2) 77-60-81. Заявки принимаются до 22 сентября 2008 г. Хочется напомнить, что учиться за границу ездили всегда - и в античности, и в Древнем Китае, и в средневековой Европе. Это называется академическая мобильность, и не стоит считать ее следствием современной глобализации. И если еще полтора века назад, образование в заграничном вузе могли позволить себе лишь дети из богатых аристократических семей, то сегодня для того, чтобы учиться в престижном вузе другой страны российскому студенту необходимо лишь большое желание, знание хотя бы одного иностранного языка, а ГДЕ и КАК это свое желание реализовать, рассказывается в программе "Эразмус Мундус", которая будет действовать 4 года. В перспективе - попробовать провести семестр-другой в каком-нибудь зарубежном университете. Главные вопросы со стороны студентов - язык (какой уровень владения требуется, чем его подтверждать), визы (шенгенские), сертификаты. Фонд "Оксфорд-Россия" действует в НовГУ уже 4-й год, и за это время в его стипендиальной программе приняли участие 644 студента-гуманитария и 20 преподавателей. Весомый индивидуальный финансовый бонус, позволяющий заниматься прежде всего научными изысканиями, - не единственное направление работы Фонда. 100 тысяч фунтов стерлингов - литература на такую сумму уже поступила в научную библиотеку НовГУ. Для стипендиатов Фонда в июле 2008 года в Москве и в музее-заповеднике Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" проводилась Летняя школа "Развитие творческих индустрий: стратегии и практики". С этого года Ученый совет НовГУ может рекомендовать 2-х выдающихся студентов 5-го курса для получения Премии Адама Смита, спонсируемой Фондом. Те же, кто хорошо владеет английским, могут попробовать получить грант на обучение в Оксфорде. К этому вопросу наша газета еще вернется. А пока напоминаем, что прием заявок на стипендию "Oxford Russia Fund" заканчивается 15 сентября. "НУ" провело собственное расследование - кто, как и зачем едет из России учиться в Европу. Первое. Как правило, на стажировки отправляются студенты где-то с 4 курса - чтобы и язык уже устоялся, и студент четко понимал, что он может взять от Германии, Польши или какой-либо другой страны. Опыт показывает, что студенты возвращаются оттуда более сознательными. Бюджетники, привыкшие, что за все платит государство, учившиеся здесь вроде бы хорошо, но выкладывавшиеся далеко не полностью, там с удивлением узнавали, что можно получать знания намного интенсивнее! Они возвращаются с проработанной в оригинале литературой, с конкретным знанием своего предмета и могут подготовить хорошую дипломную работу. Второе. Участвуя в программе, можно за один-два семестра отполировать свои межкультурные навыки, значительно повысить образовательный уровень, познакомиться с целым миром в одной стране и осознать, наконец, то место, которое каждый из нас занимает на мировой карте в цивилизационной перспективе. Студенчество - это время открытий, дерзаний, вызова, протеста, любви, время, когда ты - словно распахнутое окно, в которое готово ворваться все буйство идей и свершений, которые эта жизнь может предложить. Когда еще придется насладиться возможностями и трудностями, интересами к иной культуре, быту, традициям и продолжения поиска себя, но уже в измененной системе координат: с другой стороны земного шара. Третье. И, конечно же, опыт получения образования, которое весомо отличается от российской системы, жизненный опыт в другой системе делают молодого человека более уверенным в себе, позволяют раскрыть новые сферы интересов, дают возможность лучше понять свою специализацию, осознать её практическое применение и таким образом способствуют его профессиональному росту. Ведь модели развития в разных странах различные, но мы стремимся двигаться на равных и делаем шаги вместе, открывая еще и новые горизонты мышления. Зарубежные образовательные программы предоставляют уникальную возможность целеустремлённым людям воплотить в жизнь свои самые амбициозные образовательные и карьерные проекты. Участие в программе помогает выработать более зрелый и реалистичный взгляд на окружающую действительность, значительно расширить свои знания и кругозор, встретить интересных людей и получить бесценный жизненный опыт. Дело в том, что работодатели уже не ищут, как двадцать лет тому назад, квалифицированных специалистов. Выбирая между кандидатом с экономическим образованием и, скажем, океанологом или физиком, топ-менеджеры лондонских банков чаще предпочитают последних. Другими словами, выигрывает не тот, кто уже что-то знает в данной области (потому что большая часть знаний, приобретенных, например, в бизнес-школе, в банке не пригодится), а тот, кто самим фактом прохождения сложного университетского курса доказал свою восприимчивость к обучению и способность быстро перестраиваться. Такой сотрудник освоится и будет эффективным в любой сфере деятельности и легко переключится с одной должности на другую. Возможно, скоро учеба будет выглядеть так: свой первый диплом бакалавра молодой человек получает на родине. Потом решает, где лучше продолжить обучение по своей специальности - и магистерский курс проходит в Стокгольме или Воронеже. А в аспирантуру поступает в Будапеште, Берлине или Америке. Подведем итоги. Большинство молодежи хотя бы раз в жизни задумывалось о том, как бы получить обучение за рубежом, поучиться годик-другой за границей. С одной стороны, это эффект новизны ощущений: путешествие, новые знакомства и впечатления, а с другой, образование за рубежом - это высокое качество образования и новая ступень в построении своего будущего. Большие карьерные возможности. Обучение за границей - реальная возможность для каждого желающего. Однако более существенным фактором является тенденция к интернационализации в образовательном мире: считается полезным, если среди студентов есть представители разных национальностей, поскольку это ведет к взаимообогащению культур, пониманию особенностей другого стиля мышления. Образование за рубежом - не только занятия в классах, но и школа общения с представителями различных стран и культур. Помните - за границей учились многие знаменитые россияне - от Михаила Ломоносова и Софьи Ковалевской до певицы Алсу. А в целом: "Учиться, учиться и еще раз учиться", - как сказал когда-то дедушка Ленин, в чем был, несомненно, прав. |