Антиценности и ценности Интернет-"образования" |
А.Сорокин, доцент кафедры философии НовГУ
|
Мода и увлечение Интернетом учащейся молодежи, в том числе в учебном процессе, принесли в сферу образования немало разочарований и негативных моментов. |
Разочарование это присуще не столько обучающимся, сколько обучающим - преподавателям. В последние годы преподаватели вузов стали считать Интернет настоящим бедствием, подрывающим сами основы образования. Образование есть система обучения и воспитания, направленная на то, чтобы молодое поколение могло адекватно вписаться в реальность. Что касается умений и навыков пользоваться электронными источниками информации, то в этом молодое поколение превосходит старших наставников: молодые всегда легче и быстрее осваивают новации, в том числе и технические. Но вопрос в том, могут ли современные информационные технологии в полной мере заменить традиционные методы обучения и обеспечить качественное образование? Нынешняя практика их использования однозначно говорит: не могут! С этим согласятся многие преподаватели вузов, которые уже "стонут" от негативов Интернета. Одно дело, когда электронные средства информации использует специалист для оперативного получения из надежных и проверенных источников сведений о новых достижениях, идеях, практических результатах в науке и технике. Но совсем другое дело, когда информацию пытается получить новичок, начинающий осваивать специальность: у него нет достаточной компетентности в выборе источников и содержания информации, нет критериев надежности и достоверности этой информации, нет умения анализировать, оценивать и самостоятельно использовать ее. В результате получается бездумное "механическое" скачивание любой попавшейся на запрос информации. Затем это выдается за самостоятельно выполненные рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. С этим мы уже столкнулись на философском факультете, когда в прошлом учебном году по этой причине не были допущены к защите некоторые курсовые и выпускные квалификационные работы. Думаю, что и на других факультетах подобное имеет место. Преподаватели иностранных языков говорят о том, что теперь домашние текстовые задания по переводу теряют смысл, поскольку студенты берут из Интернета текст и сопутствующий ему перевод, причем далеко не лучшего качества. В рефератах и докладах по философским вопросам физики я обнаруживаю иногда курьезные неисправленные ошибки, например плотность вещества выражается в грамм-сантиметрах (г-см), нейтрино и нейтроны не различаются, а вместо числа 10 в минус 16 степени (10-16) печатается 10-16 и т.п. Кроме того, из Интернета нередко "вытаскиваются" псевдонаучные "теории". Неискушенный студент этого даже не замечает. Любая мода, в том числе и мода на Интернет, доведенная до абсурда и неразумно использованная, ведет к негативным последствиям. С точки зрения психолого-педагогической, Интернет-"образование" ведет к тому, что снижается или не развивается культура чтения, навыки работы с первоисточниками и письменная грамотность. Это уже фиксируется у студентов последних лет. Разумеется, электронные источники учебно-научной информации, в том числе Интернет, могут и должны использоваться в современном учебном процессе. Речь должна идти о разумном педагогическом управлении этим процессом, включающем контроль за его эффективностью. Очевидно, необходимы методические разработки и указания по использованию электронных источников информации по всем учебным дисциплинам. Эту задачу должны решить преподаватели. А пока получаем вместо образования - псевдообразование. |