Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Антиценности и ценности Интернет-"образования"

А.Сорокин, доцент кафедры философии НовГУ

Мода и увлечение Интернетом учащейся молодежи, в том числе в учебном процессе, принесли в сферу образования немало разочарований и негативных моментов.


Разочарование это присуще не столько обучающимся, сколько обучающим - преподавателям. В последние годы преподаватели вузов стали считать Интернет настоящим бедствием, подрывающим сами основы образования.

Образование есть система обучения и воспитания, направленная на то, чтобы молодое поколение могло адекватно вписаться в реальность. Что касается умений и навыков пользоваться электронными источниками информации, то в этом молодое поколение превосходит старших наставников: молодые всегда легче и быстрее осваивают новации, в том числе и технические.

Но вопрос в том, могут ли современные информационные технологии в полной мере заменить традиционные методы обучения и обеспечить качественное образование?

Нынешняя практика их использования однозначно говорит: не могут! С этим согласятся многие преподаватели вузов, которые уже "стонут" от негативов Интернета. Одно дело, когда электронные средства информации использует специалист для оперативного получения из надежных и проверенных источников сведений о новых достижениях, идеях, практических результатах в науке и технике.

Но совсем другое дело, когда информацию пытается получить новичок, начинающий осваивать специальность: у него нет достаточной компетентности в выборе источников и содержания информации, нет критериев надежности и достоверности этой информации, нет умения анализировать, оценивать и самостоятельно использовать ее.

В результате получается бездумное "механическое" скачивание любой попавшейся на запрос информации. Затем это выдается за самостоятельно выполненные рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.

С этим мы уже столкнулись на философском факультете, когда в прошлом учебном году по этой причине не были допущены к защите некоторые курсовые и выпускные квалификационные работы. Думаю, что и на других факультетах подобное имеет место.

Преподаватели иностранных языков говорят о том, что теперь домашние текстовые задания по переводу теряют смысл, поскольку студенты берут из Интернета текст и сопутствующий ему перевод, причем далеко не лучшего качества.

В рефератах и докладах по философским вопросам физики я обнаруживаю иногда курьезные неисправленные ошибки, например плотность вещества выражается в грамм-сантиметрах (г-см), нейтрино и нейтроны не различаются, а вместо числа 10 в минус 16 степени (10-16) печатается 10-16 и т.п. Кроме того, из Интернета нередко "вытаскиваются" псевдонаучные "теории". Неискушенный студент этого даже не замечает.

Любая мода, в том числе и мода на Интернет, доведенная до абсурда и неразумно использованная, ведет к негативным последствиям. С точки зрения психолого-педагогической, Интернет-"образование" ведет к тому, что снижается или не развивается культура чтения, навыки работы с первоисточниками и письменная грамотность. Это уже фиксируется у студентов последних лет.

Разумеется, электронные источники учебно-научной информации, в том числе Интернет, могут и должны использоваться в современном учебном процессе. Речь должна идти о разумном педагогическом управлении этим процессом, включающем контроль за его эффективностью. Очевидно, необходимы методические разработки и указания по использованию электронных источников информации по всем учебным дисциплинам. Эту задачу должны решить преподаватели.

А пока получаем вместо образования - псевдообразование.