Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Лучший отдых - смена деятельности

Максим Шарапов, ФЛиМК

Этим летом я вновь учился в школе. Почему? Сейчас расскажу.


Дом-музей Л.Н. Толстого.
Дом-музей Л.Н. Толстого.

Этим летом я вновь учился в школе. Почему? Сейчас расскажу.

В апреле этого года студентам НовГУ, получающим стипендию фонда "Oxford Russia Fund", по электронной почте было разослано предложение участвовать в конкурсе эссе для отбора участников летней школы "Творческие индустрии: исторические, художественные, экономические и правовые основания" в Ясной Поляне.

Предложили несколько тем: "Роль творческих индустрий в современном мире", "Творческая самореализация человека в постиндустриальном обществе" и т.п. Можно было выбрать собственную тему, связанную с творческими индустриями.

Творческие индустрии: Это понятие звучало для меня как-то расплывчато и не очень ясно. И, конечно, далековато от моей специальности переводчика. Но я решил посмотреть, что у меня получится, когда я попытаюсь "ступить не на свою территорию". Написал, как думал - о значении творческого подхода в преподавании и науке, в искусстве, литературе и бизнесе, и про "оборотную сторону" коммерциализации творчества: Не особо надеясь на победу, отправил эссе организаторам.

Когда месяц спустя мне пришло электронное письмо, сообщавшее, что по результатам конкурса я был отобран в число участников летней школы, я даже несколько удивился. И стал думать: ехать или не ехать? Ладно бы что-то связанное с иностранными языками, а то какие-то индустрии: Неизвестно, будет ли мне интересно сидеть на лекциях и семинарах про все эти творческие индустрии?

Взвесил все "за" и "против". Оказалось, что "за" сразу несколько Во-первых, возможность посмотреть Ясную Поляну, где находится усадьба Льва Николаевича Толстого. Во-вторых, поездка бесплатная - её оплачивает университет. В-третьих, возможность познакомиться со студентами из различных городов страны, обучающихся на самых разных гуманитарных и экономических специальностях. В-четвёртых, когда весь год занимаешься одними иностранными языками, летом хочется от этого немного отдохнуть. А лучший отдых - это смена деятельности:

В общем, решил ехать! Бухгалтерия НовГУ выдала деньги на покупку билетов на поезд до Москвы и обратно в купейном вагоне. Выяснилось, ехал в летнюю школу я один. А позже я узнал, что и конкурсные эссе в нашем университете писали всего три (!) человека. Впрочем, не только у нас. И в других городах, как оказалось, многие испугались писать эссе на такую тему:

Итак, 13 июля я на поезде отправился в столицу. Ранним утром 14 июля в Москве, на Чистых прудах в центре фонда "Oxford Russia Fund" мы с организаторами ждали участников школы. Первыми, с кем я там познакомился, были студенты Пермского государственного университета - самая большая группа, 9 человек. Подтянулись студенты из Твери и Владивостока: В полдень мы поехали в Парк культуры, где нам показали пример развития творческих индустрий в России - выставочный центр "Art Play", один из пяти существующих в Москве так называемых "творческих кластеров" - мест скопления независимых друг от друга творческих компаний и отдельных творческих профессионалов. Там к нам присоединились студенты из Томска, Иркутска и Нижнего Новгорода.

Лекция Тома Флеминга.
Лекция Тома Флеминга.

Всего в программе участвовали 25 студентов 3 и 4 курсов из семи российских университетов. Был среди участников и один уже состоявшийся профессионал - молодой дизайнер из Тольятти, приехавший в летнюю школу с собственным проектом.

После бесплатного обеда отправились в Ясную Поляну. Мы поселились в туристическо-гостиничном комплексе, в двух километрах от Ясной Поляны. Там же был учебный корпус.

15 июля нам раздали программу занятий. Нас удивил 12-часовой график работы: с 10 утра до 10 вечера с перерывами на обед, ужин и дважды на кофе. Лекции, семинары, интересные вечерние задания (создание слоганов для продвижения городов или создание проектов по улучшению инфраструктуры Ясной Поляны и пр.): Материал представлялся интересно и увлекательно, на лекциях в зале часто раздавался дружный смех. В общем, скучать было некогда.

Почему в летней школе решили говорить именно о творческой индустрии? Сейчас в западных странах эта сфера деятельности одна из быстро развивающихся. Она формирует всё бульшую долю их национальных бюджетов, становясь одним из ключевых факторов развития постиндустриального общества. А в России это понятие пока сравнительно новое - впервые оно появилось у нас лишь лет пять-шесть лет назад. В российских вузах о нем практически не говорят. Поэтому наши молодые специалисты ничего не знают об этой сфере, что резко снижает их международную конкурентоспособность. Данная летняя школа была призвана восполнить этот пробел.

На семинарах говорили об инфраструктурах городов, из которых мы приехали, предлагались проекты по их улучшению. Зашёл разговор и о Великом Новгороде: выявили инфраструктурные проблемы города, составили проекты по их решению (они заслуживают, пожалуй, отдельной статьи!). Проекты учебные, но теоретически они могут быть претворены в жизнь! Во всяком случае, если бы они начали осуществляться, я был бы "за" обеими руками.

Большинство преподавателей были из некоммерческой организации "Институт культурной политики", Москва, и Московской высшей школы социальных и экономических наук. Были гости из Великобритании: Джастин О'Коннор, профессор университета города Лидса, и Том Флеминг, директор лондонского агентства по изучению творческих индустрий "Tom Fleming Creative Consultancy". Они рассказали нам о развитии творческих индустрий в Великобритании и других странах.

Лекции читались на английском, с переводом. Мне как учащемуся специальности "Переводчик" было интересно посмотреть на работу профессионального переводчика, понять, как он должен переводить. Так неожиданно для себя я нашёл что-то по своей специальности.

Благодаря лекциям и неформальным беседам на английском с британскими преподавателями, которые мы вели после занятий (большинство участников летней школы в той или иной степени знали язык международного общения), я значительно обогатил свой английский словарный запас специальной терминологией и разговорной лексикой.

Вообще, конечно, филологам и лингвистам в тонкостях творческих индустрий было ориентироваться чуть сложнее, чем юристам, экономистам, историкам и политологам. Тем полезнее, думаю, оказалась летняя школа именно для нас: мы узнали много нового о ситуации в мире, о постиндустриальном обществе, приобрели навыки анализа ситуаций. Впрочем, представители всех специальностей узнали много нового. Ведь творческие индустрии - междисциплинарное поле, не принадлежащее всецело ни одной науке, поэтому для всех это была "нейтральная территория".

17 июля занятия закончились рано, и мы пошли в музей-усадьбу Льва Николаевича Толстого. Экскурсовод провела нас по большому парку, вдоль красивой берёзовой аллеи, к дому-музею писателя (на фото). Мы прошли по дому, в котором вся обстановка была точь-в-точь такой, какой её оставил сам писатель, навсегда покидая Ясную Поляну в 1910 году, - даже книги раскрыты на тех же страницах: От экскурсовода и студентов-филологов я узнал неизвестные мне подробности биографии писателя. Уже без экскурсовода мы прошли по парку, отыскали могилу писателя и знаменитое "дерево любви" - дуб и берёзу, сросшиеся вместе: Атмосфера в усадьбе была очень тихая и умиротворяющая.

21 июля школа закончилась, и мы разъехались по домам. У меня появилось множество друзей из разных городов - мы и сейчас регулярно переписываемся по электронной почте. А если следующим летом будет возможность снова поехать в летнюю школу, я, уже не колеблясь, поеду!