Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"Дети и зеленые насаждения"

Татьяна Васильева

Эта тема для студентов неожиданная.


Но именно её выбрали для исследования пятикурсницы Татьяна Архипова и Алла Захарова факультета естественных наук и природных ресурсов, специальность "Биология".

И, как оказалось, не напрасно: в специальной литературе по благоустройству детских учреждений основное внимание уделяется архитектурным формам, и совсем мало - озеленению; данные о вреде воздействия на детей и сами растения загазованности от автотранспорта противоречивы.

По современным нормам детские площадки и учреждения должны располагаться на расстоянии не менее 5 метров от дороги. Обследования, которые проводились в крупных городах и мегаполисах, свидетельствуют, что это расстояние должно быть не менее 15 метров - это обеспечивает минимальную загазованность и запылённость. Во внутренних дворах неблагоприятное экологическое состояние детских садов усугубляется близостью гаражей и автотранспорта, который занимает все свободное пространство вблизи домов. А ведь вблизи должны быть зелёные насаждения.

- Осенью и летом я обследовала 11 детских садов правобережной части Новгорода, - рассказала Татьяна Архипова, - и сделала выводы. Так, в борьбе с шумовыми и химическими загрязнениями, с запылённостью наиболее эффективны зелёные насаждения, высаженные рядами. Они уменьшают бактериальную загрязнённость воздуха, повышают его ионизацию, задерживают пыль, создают оптимальные температурные условия и уровень влажности. А плотно сомкнутые по вертикали насаждения снижают уровень шума на 12-19 децибел, кроны деревьев поглощают до 25% звуковой энергии, а 75% - отражают и рассеивают. Исследуемые детские сады удалены от дорог, и акустический режим в них соответствует норме.

В ходе исследования составлен список видов, которые присутствуют в озеленении детских садов. Всего 35 видов деревьев, кустарников - 15. Самые распространенные - берёза повислая, клён остролистный, липа сердцевидная, тополь, много сирени. Большинство посадок - советского времени. Состояние деревьев неутешительное: много ослабленных, усыхающих или погибающих.

Если не снижать загрязнение атмосферы, не проводить восстановление, то через 10-15 лет озеленение уже не будет выполнять свою функцию.

Правда, сейчас ведётся небольшая подсадка и оздоровление насаждений, пополнение другими видами.

- Участок в детском саду - это фактор эстетического, умственного и физического воспитания малышей. Зелень здесь обогащает воздух кислородом, обеспечивает тепловой микроклимат, защищает территорию от пыли и шума, - дополнила Алла Захарова, - зелёная защитная зона снижает скорость ветра наполовину.

Каковы ещё полезные функции зелёных насаждений? Первое, запылённость воздуха среди зелёни в два-три раза меньше, чем на открытых территориях. Загрязнённость воздуха насаждения уменьшают в вегетационный период на 42%, а при отсутствии листового покрова - на 37%. Городская растительность выступает как своеобразный живой фильтр, поглощающий пыль и химические загрязнения. Как он работает в нашем городе?

- Из 19-ти исследованных детсадов только в 30% растут породы с высокими пылеулавливающими свойствами. Здесь представлено семейство ивовых, из кустарников - семейство маслинных, к нему относится и сирень. Городская растительность способствует повышению ионизации воздуха - явлению, благотворному для человека. Содержание легких ионов в городских парках - около 800-1200 тыс./куб. см, во дворах-колодцах - 500 тыс./куб.см, в закрытых многолюдных помещениях - 25-100 тыс./куб. см. Самые активные ионизаторы - разные виды ивы, белая акация, черный и пирамидальный тополя, рябина и сосна.

Деревья обогащают атмосферу и фитонцидами - летучими защитными веществами, губительными для микробов. Они способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух до 70%. Наибольшее их количество выделяют хвойники, можжевельник виргинский и полушаровидный, клен американский (ясенелистный). Но пока в детсадах эти деревья встречаются в единичных экземплярах.

- В исследованных детсадах очень мало уделено внимания цветникам, газонам, плодово-ягодным садам и живым изгородям, - сожалеют студентки. - В 80% садов можно увидеть клумбы только у главного входа. В 40% отсутствуют плодово-ягодные насаждения, хотя их значение, как и мини-огородов, велико. Мы хотим, чтобы наша работа не прошла бесследно и имела реализацию. Потому участвовали в конкурсе, который провела компания "Максима", разработали проект по озеленению одного из детских садов по улице Санкт-Петербургской. А в детских учреждениях, отметим, нас встречали очень доброжелательно. И воспитатели, и дети помогали нам.