Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Слесарь Филатов и "поэт" Стрелков в городе Н.

Станислав Тихонов

"Как раз против дома тянулся забор, серый, длинный, с гвоздями. "От такого забора убежишь", - думал Гуров, поглядывая то на окна, то на забор".


Читая последний номер альманаха "Чело", я неоднократно вспоминал "Даму с собачкой". Многие материалы вызывают эмоции, схожие с переживаниями чеховского персонажа в городе С., - глухую тоску и ощущение безысходного провинциализма.

Начну с забавного. Открываю материал Т.А. Данько "Праздник города". Это публикация текстов передач новгородского радио (раздел "Последние новости") за август 1959 года. Трудящиеся Новгорода и 50 лет назад "торжественно готовились к юбилею" города. "В яркое праздничное убранство оделись улицы и площади. Всюду над городом пламенеют цифры тысяча сто". На этом апокалиптическом фоне отчего-то очень жалко "трудящихся города", которые "охотно покупают в красочной юбилейной упаковке различных сортов макароны, калачи, хлеб и халу "Новгородские"". Трижды (!) узнаю о том, что слесарь-инструментальщик Филатов с большим мастерством "воспроизвёл макет" памятника "Тысячелетие России". А житель Валдая к юбилею выпилил кубок из фанеры. А товарищ Третьяк рассказала об историческом прошлом и будущем Новгорода: Мало что изменилось в провинции за полстолетия.

Я намеренно позволил себе привести так много цитат. Они очень точно передают атмосферу серого забора в провинциальном городке.

Номер содержит добротные исторические материалы, основанные на архивных данных, а также переводные тексты о Новгороде, среди которых стоит выделить отрывки из дневника немецкого географа и натуралиста Энгельбрехта Кемпфера и узкоспециальную статью Терезы Мареш "Новгород Великий в польских учебниках по истории".

"Чело" - краеведческий альманах, собрание мемуарных и научных статей о Новгороде. Но читать многие из них, если вы не альтруист-краевед, неинтересно. Почему, например, читателя должна заинтересовать "Сага о Ванюковых"? Из-за того, что эта фамилия знакома автору с детских лет в послевоенных Сольцах? А кому, кроме самого И.Н. Извекова, может быть интересен его материал "Обрести вечный покой"? Недостаточно писать слова "Дух", "Воля" и "Гимн" со строчной буквы и рассуждать о русском дворянстве, чтобы произвести на свет нечто значительное.

В рубрике "Кафедра" - интересная статья отца Александра Панкратова "Почитание Святой Софии, Премудрости Божией, в Древней Руси и у старообрядцев", а в рубрике "Слово" - текст доклада В.И. Поветкина "О Лихачёве, Новгороде, гуслях и молитве".

Рубрика "Вернисаж" представляет замечательного старорусского художника Николая Локотькова.

Приятное впечатление производят стихи Н.В. Верхоланцевой в рубрике "Перо".

Однако встречаются материалы не без странностей. Так, например, в статье "Издательская деятельность А.Г. Достоевской" читаем: "Анна Григорьевна целиком посвятила себя служению великому имени своего незабвенного супруга, и можно смело утверждать, что ни одна жена писателя не сделала столько для увековечения памяти своего мужа:". Утверждение сколь пафосное, столь и неверное. Филология, конечно, наука субъективная, но не до такой же степени.

Необходимо сказать пару слов о стихах Г.Стрелкова. На общем фоне материалов альманаха эта страница ужасает. Видимо, произведения прошли в журнал по квоте для военнослужащих или для журналистов (автор - бывший военный и сотрудник газеты "Волхов"). Г.Стрелков из разряда "поэтов", которые разговаривают с ангелами и не могут обойтись без "благовеста" в стихах: "До свиданья, ангел, до свиданья, / Много лет боялся я разлук". Автор, не смущаясь, "облагораживает" крылатыми собеседниками есенинские предсмертные стихи ("До свиданья, друг мой, до свиданья"). В стихах много поэтизмов и ничего поэтического - Г.Стрелков, как множество самодеятельных поэтов, трагически смотрит на мир, не осознавая комичность собственной позы: "Как, поднявшись с колен, человек возомнил себя Богом, / Приходи и услышишь серебряных труб голоса, / Только всё же прошу, ты его, ради Бога, не трогай, / Он умеет считать, но пока что в сплошных минусах". Эти "минусА" вкупе с суетным поминанием Бога - умилительны.

На последних страницах журнала есть раздел с информацией об авторах номера - "В номере публиковались". Замечу: правильно - "В номере опубликованы". Иначе получается забавная временная игра - трудно представить как "публиковался" в "Челе" Энгельбрехт Кемпфер, 1651 года рождения. Напротив - его текст "был опубликован".

Подводя итоги беглому обзору, замечу, что в нынешнем виде "Чело" - журнал для немногих избранных (кажется - больше для самих авторов).

Хочется пожелать создателям альманаха большей открытости и большей заботы о читателе - чтобы ему не хотелось убежать от этого чтения, как Гурову от серого забора.